Вместе с тем в стране имеется около полумиллиона свободных рабочих мест. Не удовлетворяется спрос на работников бухгалтерского учета, банковских, финансовых работников высокой квалификации, знающих иностранные языки, умеющих работать на компьютере, руководителей, освоивших современные методы управления. Государственные органы занятости и трудоустройства населения начинают решать проблему профессиональной переподготовки, способствуют созданию новых рабочих мест, в том числе путем организации общественных работ; они также оформляют пенсии лицам предпенсионного возраста, имеющим соответствующие льготы. Ряд региональных органов Государственной службы занятости оказывают действенную помощь безработным в получении новых профессий или повышении квалификации, регулярно проводят ярмарки вакансий, заключают договоры с предприятиями и учебными заведениями, помогают созданию рабочих мест, в том числе для женщин, имеющих несовершеннолетних детей, в организации надомного труда (швейное, вязальное производство, изготовление украшений и т.д.) и др. Важным средством предупреждения массовой безработицы, сохранения численности работающих на действующих предприятиях является их перепрофилирование, особенно предприятий ВПК, лишившихся большей части военных заказов. Государство может помочь предприимчивым безработным, предоставляя им беспроцентные кредиты для организации собственного дела по выпуску продукции, производству работ и услуг, спрос на которые не удовлетворен: изготовление дешевой мебели, пошив обуви, а также создание расположенных в районах массовой жилой застройки таких мини предприятий, как хлебопекарни, кондитерские, колбасные и др. И все же в целом влияние осуществляемых Государственной системой мер по снижению уровня безработицы невелико, она не в состоянии справиться с возложенными на нее задачи, прежде всего из-за недостаточности выделяемых на эти цели средств. Так на профессиональную подготовку (переподготовку) и финансирование общественных работ расходуется только 2% средств фонда занятости. Поэтому каждый трудоустраивается, рассчитывая в первую очередь на себя, при минимальной поддержке государства. Высокие темпы роста безработицы требуют безотлагательной разработки и реализации региональных программ борьбы с ней, учитывающих местные условия, с дифференцированным подходом к различным демографическим и социальным группам населения.
Немало важное значение в подвижности рынка труда имеет развитость его инфраструктуры, призванной своевременно обеспечить полной и достоверной информацией о наличии свободных рабочих мест и структуре имеющей не занятой рабочей силы. Речь идет о биржах труда, бюро по трудоустройству, от организации работы которых зависит быстрота и четкость функционирования рынка труда. Однако не следует упрощать и ограничивать рынок труда биржей труда и другими институтами по устройству. В связи со спецификой рынка труда, с высокой степенью его зарегулированности, торг начинается гораздо раньше на всех уровнях отношений найма. Во-первых, на уровне генеральных и отраслевых соглашений между профсоюзами промышленников и предпринимателей с участием производства. Во-вторых, на уровне предприятий, осуществляющих наем работников с участием или без участия профсоюзов. В-третьих, на уровне непосредственно рабочих мест, где осуществляется перезаключение соглашений по найму в связи с повышением квалификации, профессиональной переподготовки, продвижением по служебной лестнице. Поэтому биржа труда - важное инфраструктурное звено рынка труда, но всего лишь один из институтов системы отношений найма.
В целом функционирование рынка труда схематично можно представить в виде потоков движения рабочей силы.
- пополнение рынка труда; 2 - получившие работу; 3 - потерпевшие неудачу в поисках работы; 4 - продолжающие поиски работы; 5 - потерявшие работу; 6 - отказавшиеся от дальнейших поисков работы; 7 - прекратившие трудовую деятельность; 8 - покинувшие рынок труда.
Динамика заработной платы оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Зависимость последних от цены труда может быть выражена таким образом, что объектом спроса и предложения теперь выступает количество труда, которое зависит от его цены, заработной платы.
Равновесное состояние рынка труда.
При прочих равных условиях чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньшее их число согласятся нанять работодатели (закон спроса). И с другой стороны, чем выше предлагаема за выполнение определенного вида работ плата, тем большее число людей готовы заняться такого вида работами (закон предложения). На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы - та заработная плата, при которой число людей, готовых заниматься определенной работой, и число имеющихся рабочих мест совпадает. Следует отметить, что наряду с заработной платой на выбор места работы оказывают влияние и такие факторы, безопасность труда, его творческий характер, доброжелательная атмосфера, профессиональный рост, карьера.
Еще статьи
Ресурсы газа России в обеспечении национальной и европейской экономической безопасности
Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом
энергетическом балансе не только потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и
28% распределения газа, но и располагает почти одной третью мировых запасов
газа. Газовая промышленность России является од ...