С середины 1999 г. наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению этого показателя. За период с июня 1999 г. по февраль 2008 г. ставка рефинансирования понизилась до 10%.
Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, в апреле 2008 г. - на 0,25%, в июне - еще на 0,25% и составила 11%.
Последующее повышение ставки пришлось на начало финансово-экономического кризиса. В ноябре 2008 г. данный показатель увеличился сразу на 1 %, в декабре - еще на 1 %, в результате он составил 13%. Следует подчеркнуть, что в это
время практически во всех промышленно развитых странах происходило сокращение учетных ставок.
Действия денежных властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и сделать менее привлекательным перевод рублевых средств в валютные активы в условиях девальвации рубля.
Кроме того, использовался аргумент необходимости придерживаться принципа соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.
Таким образом, ошибочная политика денежных властей и повышение ставки в условиях низкой ликвидности банковской системы фактически сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало не преодолению, а усугублению кризисных явлений.
Под давлением экспертного сообщества и Правительства России в апреле 2009 г. Банк России вынужден был изменить направление денежно-кредитной политики в отношении ставки рефинансирования, которая в апреле 2009 г. начала понижаться.
В период до сентября 2009 г. Банк России семь раз понижал ставку рефинансирования, доведя ее до 10%.(таблица 4).
Однако незначительное снижение ставки рефинансирования не оказало существенного влияния на стоимость заемных средств для реального сектора экономики, что не способствовало стимулированию спроса и выходу страны из кризиса.
Таблица 4. Динамика изменения ставки рефинансирования банка России
В России ставка рефинансирования до сих пор остается скорее экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции.
Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики, напрямую не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.
В России ставка рефинансирования имеет несвойственные ей в рыночной экономике фискальные функции и применяется во многих сферах бухгалтерского учета и налогообложения.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации учетная ставка Банка России привязана к:
•
расчетам пени на недоимку по уплате налогов и сборов;
•
расчетам процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов, предоставлении налогового кредита;
•
расчетам процентов при просрочке налоговым органом возврата излишне уплаченной суммы налога или сбора;
•
расчетам пени при нарушении банком сроков исполнения платежного поручения клиента на уплату налогов (сборов);
•
определению затрат на оплату процентов по кредитам банков, полученным юридическими лицами на производственные цели, для исчисления налога на прибыль;
•
в ряде случаев ставка рефинансирования при- , меняется для определения в целях налогообложения размера материальной выгоды, получаемой налогоплательщиком;
•
расчетам во многих других случаях.
В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции.
Если предположить, что годовой уровень инфляции в России в период с 2008 по 2010 г. 1 составит примерно 10-12%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то можно ожидать, что ставка рефинансирования теоретически в эти годы может сохраниться в этих пределах. 1
Еще статьи
Статистическая оценка демографической ситуации в регионах ПФО
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших
приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику
структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с
государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономернос ...