В Западной Европе малые и средние предприятия обеспечивают 66% рабочих мест и 65% товарооборота.
В Германии, например, в настоящее время функционирует около 3 млн. малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они составляют 99,6% всех фирм, облагаемых налогом с оборота, обеспечивая почти половину ВНП, примерно 50% валовых инвестиций страны и 2/3 общего количества рабочих мест. В Греции малым и средним бизнесом выпускается 60% всей промышленной продукции.
В США небольшие фирмы производят более 45% ВНП и более половины валового продукта частного сектора.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса в США в экспорте страны превышает на данный момент 50%, хотя еще в конце 70-х годов она не превышала 6 %.
На долю малых и средних фирм Франции, Швейцарии, Италии, Дании приходилось около 50% экспортных сделок в 2010 г. В Ирландии - 56%.
В Канаде 24% малых и средних предприятий экспортируют свою продукцию. Доля экспорта этих фирм составляет в промышленности 50%, в сельском хозяйстве - 33%. [5]
В связи с падением серийности производства и необходимостью гибкого обеспечения быстро меняющихся потребностей рынка начало придаваться так же большое значение симбиозу крупных предприятий или монополий и малых и средних предприятий, которым передаются второстепенные и вспомогательные производственные функции. В результате повышается общая рентабельность производства обеих сторон. Более того, кооперируясь с крупными предприятиями и используя их опыт, знания и возможности, малым и средним предприятиям проще выходить на зарубежные рынки. В Японии, например, до 70% суммарного объема производства малых и средних предприятий приходится на кооперационные связи с монополиями, в США - 30-40%.[3]
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни, а так же на сегодняшний день и решающая предпосылка дальнейшего экономического развития самих стран на мировой арене.
На малых и средних предприятиях отмечается более высокая производительность труда, они способны лучше удовлетворять специфические индивидуализированные потребности потребителей на различных рынках, они стимулируют НТП, увеличивают размеры поступлений в бюджеты, повышают уровень занятости населения.
Малые и средние предприятия сегодня обладают и большим научно-техническим потенциалом. По данным Национального научного фонда США, на разработку проекта малые фирмы затрачивают в несколько раз меньше ресурсов, нежели большие корпорации. На единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а с крупными - в 24 раза больше. Кроме того, малые предприятия почти на треть опережают крупные в скорости осуществления инновационного цикла.
Так, на долю малых и средних предприятий Германии приходится сегодня 75% всех выдаваемых в стране патентов.[3]
По оценке Всемирной ассоциации малого и среднего предпринимательства, значительная часть технологических новинок - 59% малый бизнес использует в своей стране, а остальные 41% переносят за рубеж. [15]
Показательным при этом является опыт США в сфере передачи технологий малыми и средними предприятиями, так как здесь 50% экспортных лицензионных сделок заключается представителями малого и среднего бизнеса [20].
Роль малого бизнеса в экономиках отдельных стран представлена в табл.1.1.
Еще статьи
Государственное регулирование олигополии
Актуальность. Олигополия и монополистическая
конкуренция очень широко распространены в экономике. Государственное
регулирование не стремится к тому, чтобы сделать все рынки совершенно
конкурентными, - это было бы невозможной задачей. Лучшее, что может сделать
правительство ...