Термин "малые и средние предприятия" впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.). При отнесении предприятии к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:
Количественные:
численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
годовой объем производства;
годовой объем продаж;
среднегодовая балансовая стоимость активов.
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.
В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле - 30 млн йен и 100 человек, и розничной торговле - 10 млн йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек - к наименьшим, 25 - 99 - к малым), от 100 до 499 - к промежуточным, от 500 до 999 - к крупным и более 1000 человек - к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством запятых до 24 человек, во Франции - от 10 до 50 человек.
Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:
предприятие владеет небольшой долей рынка;
управление предприятием осуществляет лично его владелец;
предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании.
Например, в Российской Федерации установлено, что доля в уставном капитале МП одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %.
На сегодняшний день уже является общепринятым и доказанным мировой практикой тот факт, что малые и средние предприятия являются ключевым фактором увеличения занятости и экономического роста.
Первоначально перед малым и средним бизнесом ставилось целью ускорить национальное и местное развитие. К примеру, что касается Японии, то в конце 50х - начале 60х годов правильно выбранная экономическая политика по отношению к малому и среднему бизнесу позволила ей в короткие сроки превратиться в мощную индустриальную державу. Доля малых и средних предприятий в производстве промышленной продукции Японии в середине 90-х годов превышала 60%, а в занятости населения - более 70%. [5]
В США на тысячу жителей приходится сегодня 75 МСП, в Японии - 50, а в странах Европейского Союза - 45. Для сравнения, в Беларуси - 2,6, Украине - 4, Чехии - 10,2, Польше - 35.
Еще статьи
Социальные аспекты развития образовательной компоненты человеческого капитала
В современных условиях для каждой страны очевидны пределы использования
природных богатств и физического капитала, что в свою очередь определяет
потребность в социальных инвестициях именно в человеческие ресурсы.
Национальный человеческий капитал страны является главным факт ...