В современных условиях для каждой страны очевидны пределы использования природных богатств и физического капитала, что в свою очередь определяет потребность в социальных инвестициях именно в человеческие ресурсы. Национальный человеческий капитал страны является главным фактором экономического роста и основой конкурентоспособности России в глобальной экономике.
Новые условия современной экономики, связанные со сложностью и высокой диверсификацией производственных процессов, предполагают уже не просто высокий уровень профессиональных качеств человека, их соответствие уровню развития вещественного капитала, но и формирование у него способностей быстро адаптироваться к постоянным изменениям. Поэтому вложения в создание всей совокупности условий, обеспечивающих высокий уровень накопления качественных и количественных характеристик человеческого капитала, становятся наиболее значимыми среди приоритетных направлений государственных и негосударственных расходов.
Таким образом, исследование проблем, связанных с качественным накоплением человеческого капитала, приобретает особенную актуальность в период реформирования отечественной экономики, укрепления связей России с внешним миром.
Обоснованием данной идеи может служить результат исследований, проведенных профессором кафедры образования Пенсильванского университета Робертом Земски совместно с экономистом Лайзой Линч из Школы бизнеса Флетчера при университете Тафта и профессором менеджмента из Уортона Питером Капелли (было проанализировано более трех тысяч ста рабочих мест), которые показали, что при десятипроцентном повышении уровня образования суммарная производительность возрастает на 8,6%. Для сравнения: при таком же увеличении основных фондов производительность труда повышается всего на 3,4%.
Иначе говоря, мы делаем вывод, что предельная прибыль от инвестиций в человеческий капитал почти втрое превышает прибыль от капиталовложений в технику.
Более того в современных условиях функционирования российской экономики, когда происходит сокращение числа рабочих мест во многих секторах народного хозяйства, нарастает потребность в квалифицированной рабочей силе, которая бы обеспечивала эффективное существование организации в сложных кризисных и посткризисных условиях. Поэтому в целях повышения результативности обучения, поиска и отбора персонала требуются услуги специалистов, которые могут быстро и качественно ее оказать. Эту деятельность осуществляют как специализированные агентства, так и соответствующие подразделения или специалисты на предприятиях.
Отдельные аспекты теории человеческого капитала нашли свое выражение задолго до того момента, когда концепция оформилась в самостоятельное теоретическое направление мировой экономической науки. Первые фундаментальные исследования в области качественной и количественной оценки производительных способностей человека и их значения в развитии экономики были сделаны в английской классической политической экономии в трудах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо. Появление теории человеческого капитала в его современном виде связано с работами чикагских ученых ДЖ. Минцера (1958г.) и Т. Шульца (1960г.), а также - Г. Беккера (1964г.).
В современной российской экономической литературе интересные результаты, развивающие теорию человеческого капитала, содержатся в исследованиях многих экономистов: А. Добрынина, С. Дятлова, И. Ильинского, Р. Капелюшникова, В. Корчагина, М. Критского, С. Курганского, Т. Леоновой, Д. Нестеровой, В. Марцинкевича, И. Соболевой, и других. Исследования этих авторов направлены на решение широкого круга научных проблем, связанных с процессами формирования и развития человеческого капитала в условиях переходной экономики.
Основной целью дипломной работы является развитие теоретических и научно-методических основ исследования социальных инвестиций в человеческий капитал в современной экономике России и методов управления их эффективностью.
Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
систематизировать теоретические исследования теорий человеческого капитала с целью определения сущности и содержания категорий «человеческий капитал»;
систематизировать взгляды отечественных и зарубежных исследователей на содержание категории «человеческий капитал»;
определить состав инвесторов и динамику воспроизводства человеческого капитала, а также - ее тенденции;
выявить особенности современного состояния человеческого капитала в России и влияющие на него факторы;
исследовать взаимосвязь инвестиций в человеческий капитал и экономического роста;
исследовать опыт зарубежных стран по управлению инвестициями в человеческий капитал;
выработать рекомендации по эффективному инвестированию в человеческий капитал в современных условиях с учетом опыта зарубежных стран.
Предмет исследования: экономические отношения субъектов хозяйствования по поводу эффективного социального инвестирования в человеческий капитал.
Объектом исследования являются инвестиции в формирование и развитие человеческого капитала.
К числу основных результатов, определяющих авторский вклад в научную работу можно отнести обоснованный подход к пониманию понятия «человеческий капитал», методологическую целесообразность исследования человеческого капитала как сложной динамической системы, сведение статистических данных мировой и российской экономики в табличный и графический материал, обоснованные научные выводы, а также разработанные предложения по корректировке государственной политики в области регулирования инвестиций в человеческий капитан с целью достижения устойчивого экономического роста в условиях реформирования отечественной экономики.
Методы исследования - монографический, расчетно-конструктивный, сравнения, графический, статистический и аналитический.
Источниками информации послужили специализированная литература, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, публикации периодической печати, материалы печатных СМИ, данные статистических сборников и другие документы, а также собственные разработки автора.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретические аспекты исследования концепций человеческого капитала и его образовательной компоненты
- Эволюция основных концепций человеческого капитала
- Инвестиции в человеческий капитал: сущность, особенности, проблемы
- Эффективизация инвестиций в человеческий капитал как условие становления экономики знаний
- Методика оценки человеческого капитала
- Методика оценки эффекта инвестиций в сферу образования
- Инновационные технологии развития образовательной компоненты человеческого капитала
- Анализ и оценка эффективности инвестиций в образовательную компоненту человеческого капитала на примере Краснодарского края и ЮФО
- Основные направления развития человеческого капитала в южно-российский регионах
- Мероприятия по обеспечению расширенного воспроизводства человеческого капитала и расчет их социального эффекта
Еще статьи
Денежный рынок сущность, структура, регулирование
Критическое состояние экономики порождает множество предложений по исправлению
сложившейся ситуации, и в первую очередь улучшения денежного хозяйства. И это
вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и
без наведения порядка в сфере денежных о ...