Один из десяти принципов экономикс утверждает, что иногда правительства имеют возможность улучшать результаты рынка. Необходимость применения этого принципа к олигополистическим рынкам, как правило, достаточно очевидна. С точки зрения общества в целом координация действий олигополистов нежелательна, гак как она выражается в низком уровне производства и слишком высоких ценах. Чтобы приблизить распределение ресурсов к общественно оптимальному, политики должны попытаться создать условия для конкуренции, а отнюдь не сотрудничества фирм - олигополистов. Давайте рассмотрим практику и противоречия, возникающие в соответствующей области государственной политики.
Один из самых общих способов воспрепятствования координации действий фирм - олигополистов - применение общего права. Обычно свобода заключения контрактов - неотъемлемое условие рыночной экономики: на их основе и осуществляется взаимовыгодная торговля между предпринимателями и домашними хозяйствами. Гарант исполнения законных контрактов - судебная система. Однако в течении многих столетий в судебных системах Великобритании и США принято считать, что соглашения субъектов рынка о снижении объемов предложения и повышении цен противоречат общественному благу.
В США государственная политика в отношении олигополистов формулируется в антитрестовском законе Шермана от 1890 г.:
Любое лицо, которое монополизирует (пытается монополизировать, объединяется, вступает в тайный сговор с любым лицом или лицами) розничную торговлю какими-либо товарами, или торговлю между разными штатами, или с иностранными государствами, должно признаваться виновным в совершении мисдиминора (категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями), и, будучи осужденным, должно наказываться штрафом, не превышающим пятидесяти тысяч долларов, или тюремным заключением на срок, не превышающий один год, или обоими упомянутыми наказаниями по усмотрению суда.
Закон Шермана разделил понятия соглашения между олигополистами и хозяйственного контракта. Первое рассматривается как преступный тайный сговор, второе - как добровольное соглашение сторон. Санкции за нарушение антитрестовского законодательства были расширены в Законе Клейтона (1914 г.), согласно которому лицо, доказавшее нанесенный ему вследствие незаконного соглашения, направленного на ограничение торговли, ущерб, имеет право требовать в судебном порядке возмещения понесенных убытков в тройном размере. Цель необычного правила тройного возмещения убытков заключается в том, чтобы поощрить частные иски против организующих тайные сговоры олигополистов.
В наши дни право предъявлять иски, требующие соблюдения антитрестовских законов, имеют как Министерство юстиции США, так и частные лица. Эти законы используются для предотвращения слияний, ведущих к чрезмерной власти над рынком одной фирмы, и воспрепятствования ограничениям конкуренции со стороны олигополистов.
Прекрасно осознавал потенциальную неэффективность рыночного регулирования великий экономист Адам Смит, который в классическом труде "Богатство народов" писал:
Люди, занятые в одной и той же отрасли торговли, редко появляются вместе на публике. Но они пользуются любой возможностью тайной встречи или некоторым образом отвлекают внимание публики, чтобы договориться о повышении цен.
В качестве современного примера, подтверждающего наблюдение А. Смита, мы приводим отрывок из телефонного разговора президентов авиакомпаний American Airlines и Braniff Airways Роберта Крэндалла и Говарда Путнама, опубликованного в газете "The New York Times" - 24 февраля 1983 г.
Еще статьи
Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа
Социально-экономическое развитие региона является управляемым процессом
качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим
состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В
качестве интегрального показателя и главной цели соци ...