В центре гражданского разбирательства, которое началось как часть более широкого рассмотрения положения дел в отрасли, вопрос: "Нарушила ли Toys "R" Us, отказавшись от закупки продукции компаний Mattel и Hasbro в том случае, если они не разорвут отношения с магазинами-клубами, антитрестовские законы". Магазины-клубы практикуют продажу товаров по сниженным ценам своим членам. Хотя розничный торговец имеет право отказаться покупать продукцию у кого бы то ни было, возникает вопрос, не использует ли компания свою власть над рынком для давления на группу производителей с целью вытеснения конкурентов? Что касается Toys "R" Us, ежегодный доход которой составляет $ 8,8 млрд, а доля на рынке игрушек США составляет 20 %, ее размеры и власть над рынком огромны…
Расследование началось с жалоб магазинов-клубов, на крупных изготовителей игрушек, которые отказывались продавать им многие из своих изделий. А производители заявили, что делают это по требованию Toys "R" Us"."R" Us считает, что ее действия оправданны, ибо она испытывает жесткую конкуренцию не только со стороны магазинов-клубов, но и сетей магазинов, торгующих со скидками, таких как Wal-Mart и Target. "Мы искренне изумлены тем, что Федеральная торговая комиссия собирается предъявить обвинения Toys "R" Us", - заявил президент компании Майкл Голдстайн. "Toys "R" Us расходует миллионы долларов на продвижение игрушек, отметил он и добавил, что "магазины - клубы "просыпаются" за шесть недель перед Рождеством, выбирают несколько самых ходовых изделий и чтобы привлечь покупателей продают их по себестоимости или ниже. Мы сообщили изготовителям, что оговариваем наше неоспоримое право отказаться от закупки товаров, которые они поставляют магазинам-клубам. Речь идет о нашей конкурентоспособности".
Заключение
Выше приведенные факты дают возможность сделать вывод о том, что антимонопольное законодательство - достаточно сложный инструмент государственного регулирования рынка. С проблемами в этой сфере сталкивается не только молодая рыночная экономика РФ, но и США.
Очевидна необходимость изменения антимонопольного российского законодательства. Однако, как показывает практика, новые законопроекты не всегда отвечают необходимым требованиям.
Необходимо законодательно зафиксировать требование согласовывать нормативные акты в области экономической политики с ФАС с целью установления их соответствия нормам антимонопольного регулирования и конкурентной политики. При определении приоритетов антимонопольной политики следует проводить консультации с представителями государственной власти, отвечающими за разработку мероприятий экономической политики. Нужно разработать критерии допустимости ограничения конкуренции, которые целесообразно учитывать и при принятии решений в области промышленной политики. Должна быть законодательно установлена "цена вопроса": ради чего конкуренция может быть ограничена? Недопустимо ограничение конкуренции ради корыстных интересов тех или иных участников рынка, руководствующихся собственными ведомственными или узкоотраслевыми целями. Снижение степени конкурентного соперничества допустимо исключительно ради повышения надежности экономических субъектов, защиты прав потребителей, в конечном счете, ради более высокой экономической эффективности, обеспечения устойчивости экономического роста. Активная конкурентная политика предполагает в том числе создание системы мониторинга за уровнем концентрации на всех товарных и финансовых рынках с целью своевременного выявления потенциальных антиконкурентных ситуаций и предупреждения развития опасных монополистических тенденций. Необходима большая открытость конкурентной политики по отношению ко всем участникам рынка: органы, отвечающие за разработку экономической политики, должны изначально принимать во внимание положения конкурентных нормативных актов и целей антимонопольного регулирования.
Еще статьи
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
С переходом к рыночной экономике анализ трудовых отношений становится более весомым, поскольку рабочая сила имеет стоимостную оценку и является конкурентной на рынке труда. Рост производства продукции сельского хозяйства может быть достигнуто либо за счет увеличения количества применяемых ...