Рефинансирование долгов - это целый механизм (другое название - реструктуризация) (рис. 1).
Управление государственным долгом - одно из основных направлений государственной финансовой политики.
Рефинансирование долгов - это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).
Рис. 1. Методы рефинансирования государственного долга [6]
Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется Методы рефинансирования государственного долга лишь в случае полного банкротства государства как должника).
Пролонгация - это удлинение сроков долга и погашения процентов.
Секьюритизация - это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
Капитализация - это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже. [8]
Большинство принципов и методов оптимизации управления долгом основываются на прогнозах и теоретических рассуждениях. Реальное развитие экономической ситуации может несколько отличаться от прогнозного. При значительном числе переменных параметров долгового портфеля задача управления является многокритериальной, что требует непрерывного анализа уже совершенных операций. Для оценки эффективности управления используется целая система долговых показателей, позволяющая, кроме обеспечения контроля проводимых операций, осуществлять непрерывный мониторинг фактических параметров долга и совершенствовать алгоритм принятия решений. В настоящее время к основным долговым показателям относят объем основного долга, объем дисконтных и купонных обязательств, расходы на обслуживание и на погашение основного долга.
Использование приведенных показателей позволяет определять влияние каждой из проводимых операций на структуру долга и на график будущих платежей. Анализ данных показателей позволяет также определять уровень расходов или экономии, получаемой за счет проведения операций на вторичном рынке.
Основной целью планирования погашения и обслуживания уже имеющихся обязательств является оценка возможности их исполнения за счет доходов бюджета в планируемом интервале времени. Исходной информацией для расчетов являются:
объем и условия привлечения имеющихся обязательств;
долговая емкость бюджета.
В большинстве случаев политика управления долгами оказывается более гибкой по сравнению с выбором между налогами или инфляцией, так как воздействие структуры долга на процессы в реальном секторе ограничено. Основным фактором влияния на госдолг в нормальных условиях является уровень доходности государственных бумаг, служащий ориентиром для всех финансовых операций.
Заемные инструменты выбираются на основе трех критериев: [10]
величина рисков;
сроки погашения;
стоимость заимствований.
В каждый момент власти получают средства за счет сбора налогов, сеньоража и выпуска новых долгов и расходуют их на покрытие государственных расходов, погашение долгов с истекшим сроком обращения и досрочный выкуп остальных обязательств.
Основная задача управления государственным долгом - определение инвестиционного потенциала, включая потенциал, который может финансироваться за счет заимствований. Должны разрабатываться меры по повышению управляемости долга, снижению расходов.
Еще статьи
Совершенствование работы органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
Переход к рынку
обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма
инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным
изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур,
разделением их функций в инвестиционно ...