Государственный долг - сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.
Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний государственный долг - составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.
Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.
Внешний государственный долг -задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг, складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий внешний государственный долг - тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный - тот, по которому срок платежа еще не наступил.
Механизм государственного кредита, будучи частью финансовой системы страны, представляет собой процесс, обеспечивающий рациональное распределение и аккумуляцию денежных средств и ресурсов с целью устранения противоречий, связанных с расходами и средствами, необходимыми для их финансирования. Кредитный механизм обеспечивает движение свободных средств как внутри страны, так и взаимоотношение с иностранными гражданами по поводу предоставления или получения кредитов.
В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства государства, в том числе процентные платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По сути, государственная задолженность является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества.
Практика государственных заимствований нуждается в серьезном обосновании. Государственные займы являются, с одной стороны, крайне выгодным способом привлечения значительного объема ресурсов без существенных затрат в текущем периоде. С другой стороны, подобный способ финансирования неудобен с точки зрения возникновения новых обязательств и, соответственно, обязательного отчисления доходов на их погашение в будущем.
В действительности можно предложить три группы аргументов в пользу осуществления государственных заимствований: политические, финансовые и экономические.
Политический аргумент
Выпуск займов может представлять один из способов выражения доверия граждан правительству или веры в перспективы развития страны.
Момент, когда граждане дают в долг государству, является подтверждением их солидарности с ним. В период после политических потрясений займы могут являться способом «привязки» граждан к новому режиму.
Однако политическая аргументация не является единственной: наряду с политическим обоснованием, определяющую роль часто играют финансовые факторы.
Финансовый аргумент
Главным обоснованием с финансовой точки зрения является необходимость погашения расходов. Этот аргумент является определяющим даже с учетом обязательств, которые возникают в этой связи в будущем.
Налоговая нагрузка имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов ввиду того, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической активности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, в особенности, если речь идет о прямом налогообложении. Корме того, существенное налоговое бремя стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно сокращает налоговые поступления.
Еще статьи
Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности
Значение
малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная
экономика ни эффективно функционировать, ни динамично развиваться не в
состоянии. Его становление и развитие является одной из основных проблем
экономической политики в условиях макроэкон ...