Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни эффективно функционировать, ни динамично развиваться не в состоянии. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях макроэкономической нестабильности, с которой наша страна столкнулась в последние годы.
В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, ранее же его влияние на социально-экономическое развитие общества недооценивалось. Но способность малого бизнеса решать некоторые важнейшие социально-экономические задачи, такие как участие в создании национального дохода, обеспечение населения рабочими местами, дополнительные поступления в бюджеты различных уровней, наращивание экспорта и т.д., заставляет государственных функционеров более внимательно присмотреться к освещаемой в данной работе проблеме.
На сегодняшний день в мире роль малого и среднего бизнеса в экономическом развитии постоянно возрастает. Значимость подобного явления подтверждается тем, что вопросами содействия развитию малого и среднего бизнеса занимаются такие крупнейшие международные организации, как ООН, ЕБРР, МФК, ТАСИС, а так же другие более мелкие региональные институты.
По оценкам Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60-70% ВВП, доля малых и средних предприятий в экспорте составляет от 75 до 80%. На малых и средних предприятиях отмечается более высокая производительность труда, они способны лучше удовлетворять специфические индивидуализированные потребности потребителей на различных рынках, они стимулируют НТП, увеличивают размеры поступлений в бюджеты, повышают уровень занятости населения.
Деятельность малых и средних предприятий в менее развитых регионах это основа всей их социальной и экономической жизни, а так же на сегодняшний день и решающая предпосылка дальнейшего экономического развития стран на мировой арене.
Это открыло доступ новым товарам и услугам на мировые рынки, а так же создало экспортные возможности для большого количества малых и средних компаний, для которых ранее мировые рынки были недоступны в силу высоких издержек выхода на них.
Абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий. В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса: прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска, смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий и кредитов коммерческого банка - обязательства компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы. Таким образом, используются самые разнообразные источники финансирования, что полезно для опыта работы в данном направлении и для нашей страны.
В зарубежных странах на сегодняшний день проблемы малого и среднего бизнеса исследуются в рамках так называемых «CASE-Studies», когда изучаются отдельные проблемы в разрезе определенных стран или их группы, затем делаются теоретические выводы и сравнения. Примером могут служить работы A.Zucchella “SME’s and Export Performance”, 2010, A. Majocchi “Are Industrial Clusters Going International? The Case of Italian SME’s in Romania”, 2008, Dr. Chr. Kalantaridis “Internationalisation and Strategy in the Small Business Sector: the Experience of the UK”, 2007, которые изучают отдельные вопросы развития малого и среднего бизнеса и были использованы в настоящей работе.
Что касается отечественных авторов, то в работе используются исследования Балашевича М.И., Данейко П., Догиля Л.Ф, Семенова Б.Д., Колесникова И., Науменко Б.Н., Дадалко С.В. и других авторов.
В частности, использовалась книга Балашевича М.И. «Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт», где дается комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Беларусь и зарубежных странах. Более того, при разработке проблем интернационализации малого и среднего бизнеса использовались теоретические исследования Данильченко А.В. в книге «Теории интернационализации предпринимательства».
В целом следует отметить, что проблемам малого бизнеса посвящено довольно большое количество публикаций в отечественных и зарубежных источниках, что только подтверждает актуальность освещаемой темы.
Объектом исследования в настоящей работе является малое предпринимательство как сфера экономических отношений.
Предмет исследования - система поддержки развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и Республике Беларусь.
Цель работы - определить роль малого бизнеса социально-экономической системе и рассмотреть меры государства по его стимулированию и развитию период макроэкономической нестабильности.
Задачи работы:
рассмотреть роль и значение малого бизнеса для развития экономики, меры государственной поддержки малых предприятий, в том числе с учетом опыта развитых стран;
изучить состояние развития, влияние на социально-экономические процессы малого бизнеса в нашей стране;
определить наиболее эффективный механизм финансирования предпринимательства.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
- Сущность малого предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах
- Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь на примере Брестской области
- Система государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь
- Меры по развитию и укреплению позиций малого бизнеса в Республике Беларусь
Еще статьи
Государственный долг Республики Казахстан
С начала 1990-х гг. реформы в области государственных финансов бюджетной
системы в Республике Казахстан проходили на фоне глубоких структурных изменений
как экономики, так и в политической сферах государства. Важный аспект бюджетной
реформы - законодательное установление жес ...