С начала 1990-х гг. реформы в области государственных финансов бюджетной системы в Республике Казахстан проходили на фоне глубоких структурных изменений как экономики, так и в политической сферах государства. Важный аспект бюджетной реформы - законодательное установление жесткого лимитирования государственного заимствования. Ведь этот период шел процесс поиска системы управления государственным долгом, который использовался для покрытия масштабного бюджетного дефицита страны. До 1998 года практиковалось прямое кредитование дефицита бюджета Национальным банком. Начиная с 1998 года правительство полностью прекратило прямое заимствование у Национального банка. Замещение сокращающейся доли кредитов Национального банка в финансировании дефицита бюджета происходило за счет привлечения внешних займов. Увеличение внешних заимствований стало возможным в результате достижения макроэкономической стабильности экономики.
В начале и в середине 1990-х Казахстану требовались заемные средства, чтобы покрыть дефицит бюджета (когда-то даже пенсионная реформа была проведена с тем, чтобы иметь под рукой свободные внутренние ресурсы), встать на ноги, выполнить обязательства перед населением, провести экономические реформы.
Из-за нехватки собственных резервных активов Казахстан начал привлекать иностранных инвесторов, заимствовать у международных организаций, таких как Международный банк развития и реконструкции, Европейский банк развития и реконструкции, Азиатский банк развития, Исламский банк развития. У иностранных государств - Япония, Германия, Корея, Швеция, Австрия, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др.
С тех пор как стала расти экономика, ВВП и рейтинги Казахстана, правительство может, и сама финансировать и поддерживать, но наши частные заемщики предпочитают занимать деньги за рубежом. Особенно преуспевают в этом банки. Способствовали этому несколько факторов: укрепление тенге по отношению к доллару, стабильно высокие ставки в Казахстане и предельно низкие учетные ставки Федеральной резервной системы США. Банкам также выгодно выходить на международные рынки заимствования: они привлекают валюту за границу, размещая свои еврооблигации, а здесь выдают кредиты в тенге под более высокий процент. Внешний долг банков превышает государственный долг. Кроме банков, как уже было сказано деньги за рубежом ищут и другие частные компании.
В настоящее время задолженность страны составляет составляет 26,6 млрд долларов. Об этом на личной странице в Twitter сообщил вице-министр финансов Казахстана Руслан Даленов.
"Государственный долг РК составляет 26,6 млрд долларов, в том числе по линии Правительства - 15,8 млрд долларов и Нацбанка - 10,7 млрд долларов. Это весьма безопасный уровень", - написал Р. Даленов.
"Внешний долг Правительства РК - 3739.7 млн (3,74 млрд - прим. агентства) долларов", - добавил он. Согласно классификации МБРР по степени задолженности Казахстан в настоящее время относится к странам с умеренной задолженностью. Большую часть заимствований занимает банковский сектор, межфирменная задолженность и прочая задолженность.
Основной проблемой, которая возникает перед правительством, становится политика по управлению долгом. В Казахстане роль управления государственным долгом отведена Национальному банку и Министерству финансов.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
- Понятие государственного долга
- Управление государственным долгом в Республике Казахстан
- Роль государственного долга в рыночной экономике Казахстана
- Проблема обслуживания внешнего долга Республики Казахстан
Еще статьи
Совершенствование работы органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
Переход к рынку
обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма
инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным
изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур,
разделением их функций в инвестиционно ...