государственный заимствование долг казахстан
В условиях устойчивого экономического роста национальной экономики особое значение приобретает формирование структуры государственного долга, которая бы способствовала снижению издержек, связанных с процессами осуществления заимствований, обслуживания и погашения долга. Формирование сбалансированной структуры государственного долга означает закономерно изменяющееся соотношение элементов структуры в процессе развития национальной экономики, обусловленные определением оптимального соотношения по объему, срокам и портфелю осуществляемых заимствований .
В мировой практике, нет практических рекомендаций, относительно соотношения между внутренним и внешним долгом в структуре государственного долга. Для каждой страны это соотношение складывается индивидуально, исходя из уровня развития экономической системы, степени либерализации экономических, политических социальных и других особенностей. В случае значительного преобладания внешнего заимствования и неспособности страны выполнять в срок свои внешние обязательства, возникает угроза ее экономической самостоятельности, что может иметь самые негативные последствия для экономики государства. Кроме этого, наращивание внешних долговых обязательств не создаст предпосылок для развития устойчивого внутреннего рынка долговых ценных бумаг. Если же государственные заимствования переносятся с международных рынков на внутренние, то правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность государственных облигаций и снижаются затраты по обслуживанию долга. Кроме этого увеличение доли внутренних заимствований, в свою очередь, позволяет без сокращения расходов временно преодолеть текущий недостаток доходной части бюджета, за счет перенесения выплаты по ним на более благоприятные периоды времени, однако накопление государством значительного внутреннего долга приводит к регулярному отвлечению существенной части бюджетных средств на погашение внутренней задолженности и выплаты вознаграждения, а также к увеличению реальных ставок вознаграждения по находящимся во внутреннем обращении ценным бумагам из-за повышения рисков у инвесторов, связанных с их держанием и др. Это, в свою очередь приводит к вытеснению частных инвестиций, что негативно отражается на темпах экономического развития страны и сужает возможности правительства по привлечению ресурсов на приемлемых для государства условиях. Вместе с тем, в последние годы все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений. Поэтому оптимизация структурного соотношения внутреннего и внешнего долга с точки зрения снижения стоимости заимствований и увеличения срока заимствования предполагает переключение с внутреннего на внешний, и обратно. Однако такое оптимальное решение о соотношении заемных средств на внешнем и внутреннем рынках может оказаться причиной ухудшения структуры долга в долгосрочном плане. Исходя их этого, регулирования соотношения между внутренним и внешним долгом, по нашему мнению, должно быть, основано на анализе долгосрочных последствий того или иного изменения этой структурной характеристик .
В этих условиях для Казахстана оптимальное соотношение между внутренним и внешним долгом должно складываться с учетом имеющихся предпосылок для дальнейшего устойчивого развития государства. Это предполагает минимизацию отрицательных воздействий стоимости обслуживания долга в процессе развития национальной экономики. Если, например, размещение еврооблигаций позволяет привлечь средства в бюджет на более выгодных условиях, по сравнению с внутренними займами, то установленный для внешнего долга лимит может быть пересмотрен, но опять же с учетом обеспечения безопасных пределов всего государственного долга. В связи с чем, по нашему мнению для национальной экономики соотношение между внутренним и внешним финансированием должно складываться с учетом 2 факторов;
Еще статьи
Ресурсы газа России в обеспечении национальной и европейской экономической безопасности
Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом
энергетическом балансе не только потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и
28% распределения газа, но и располагает почти одной третью мировых запасов
газа. Газовая промышленность России является од ...