Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственно0го долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.
. Классический подход к определению роли государственного долга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к государственному долгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.
В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.
В фазе увеличения деловой активности поступления в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или становится отрицательным (т. е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня .
Существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов. Однако практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливает риск долгового кризиса.
Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности действительно целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.
Понятие «снижение деловой активности» означает кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1 % за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1 %, то это означает, что имеет место экономический спад. Водораздел, отделяющий экономический рост от спада, проходит не по нулевой отметке, а на уровне прироста реального ВВП в 1 % за год. Практика показывает, что в экономически развитых странах темпы экономического роста менее 1 % за год начинают сопровождаться различными явлениями, характерными для экономического спада,- банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления и т. п.
В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на государственные Финансы, так и на экономику в целом.
Класcический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании государственного долга в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
Еще статьи
Региональная экономичсекая политика и ее составляющие
Проблема совершенствования управления экономическим развитием - одна из
ключевых в современной России. Под региональной экономической политикой
подразумевается совокупность целей, принципов, управленческих действий,
юридических норм и хозяйственной практики, направленных на ...