Прослеживая динамику относительных показателей внешнего долга по годам, нужно отметить благоприятную тенденцию их сокращения. Это служит определенным доказательством эффективности проводимой политики Казахстана в области внешнего заимствования, а также об эффективности иностранного капитала. Кроме того, в связи с увеличением абсолютного объема привлекаемых средств на долгосрочной основе необходимо установить наблюдение и контроль за структурой внешней задолженности, которые должны включать: устранение скученности платежей; диверсификацию долга по валютному составу; улучшение кредитного рейтинга и снижение ставки заимствования.
Для Казахстана наиболее предпочтительными является привлечение связанных кредитов международных организаций, т.е. предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут, использованы только по целевому назначению. При этом приоритетом должны пользоваться инвестиционные высокоэффективные проекты в области экологии, развития инфраструктуры, проекты, обеспечивающие развитие экспортного потенциала не сырьевых отраслей, а также регионов страны. При этом критерием использования средств финансовых организаций должно стать обеспечение эффективности используемых средств.
Для получения более достоверных оценок влияния государственного долга на величину национального производства необходимо учитывать еще один принципиальный момент. Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые в виде государственных заимствований, вносят определенный вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы в сфере образования и здравоохранения способствуют развитию человеческого капитала. Негативное влияние государственного долга на объем национального производства в той или иной степени уравновешиваются социально-экономическими преимуществами, полученными результате эффективного размещения государственных средств.
Если учитывать только государственный и гарантированный государством долг, то сумма долга не большая по сравнению с негарантированным государственным долгом. По данным Национального банка его международные резервы в два с половиной раза больше гарантированного государством долга.
Подводя итоги дипломной работы можно сказать, что долг присущ каждой стране и у каждой страны есть свои на то причины, потому что государство, как и люди, стремится достичь благосостояния, развиваться в ногу с современным миром, изучить все новое и т.д. Если человек берет кредит для покупки нового компьютера, то государство берет заимствование для того, чтобы достичь технического развития и образования, чтоб компьютеры были доступны всем. Кредит это временное явление, так и внешний долг тоже.
В жизни в долге нет ничего плохого, если занятые деньги не проедать, а использовать на дальнейшее развитие, делать деньги на деньгах, чтобы было, чем расплачиваться с долгами. Страны-должники, как правило, сталкиваются с одним и теми же проблемами - трудностями расчета своих внешних обязательств, оценки своего положения и примерной динамики цен внешнего рынка на много лет вперед. А ценовые колебания увеличивают (при правильном управлении - сокращают) проблемы обслуживания внешнего долга. Так, в 1986-1988 годы основная причина роста внешнего долга Советского Союза была результатом не новых заимствований, а изменения курса доллара по отношению к другим валютам. Поэтому необходимо изучение процесса привлечения иностранного капитала и роли государственного регулирования в создании благоприятных условий для его притока, а также того отрицательного воздействия, которое могут оказывать внешние займы и иностранные инвестиции на экономику страны.
Еще статьи
Денежный рынок сущность, структура, регулирование
Критическое состояние экономики порождает множество предложений по исправлению
сложившейся ситуации, и в первую очередь улучшения денежного хозяйства. И это
вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и
без наведения порядка в сфере денежных о ...