В 1998 г. в России насчитывалось уже около 160 тысяч НКО, в 1987 г. их количество едва ли превышало 20 (Данные английского фонда “Charities Aid Foundation” (CAF-Russia)). Прогресс очевиден, однако до развитых зарубежных стран России еще далеко. Для сравнения, в начале 90-х годов в США к третьему сектору относили себя около 1 млн. организаций, во Франции - 600 тыс., в Великобритании - более 250 тыс.10) При этом реальные масштабы российского третьего сектора трудно зафиксировать. Дело в том, что определенная часть некоммерческих организаций по сути фиктивна, так как их деятельность с момента регистрации далека от уставных целей. Создание таких НКО является попыткой учредителей уйти от высокого налогообложения, действующего в предпринимательской сфере. Как показывает практика, у многих организаций на момент регистрации заявленные цели не подкреплены ни финансовыми, ни материальными, ни кадровыми ресурсами.
Другой особенностью российского третьего сектора является его низкая эффективность и “мерцающий” характер деятельности. По оценкам экспертов, доля действительно функционирующих добровольных организаций в общем объеме зарегистрированных не превышает 15-20%. Деятельность остальных заморожена, либо в ожидании нового источника финансирования, чаще - из-за сложности ликвидации, что особенно типично для различных фондов, которые могут быть ликвидированы только по решению суда.
Общий вклад неправительственного российского сектора в ВВП страны ничтожно мал в сравнении с западными странами. По материалам Johns Hopkins ComparativeNon-Profit Research Project (2002), в России он составляет всего 1,2%, в то время как для Нидерландов этот показатель равен 15,3%, для США - 7,5%, для Германии - 3,9%, для Франции - 3,8%. Повышение интереса к НКО в мире связано также с тем, что третий сектор рассматриваетсяпочти как панацея в решении проблем безработицы. Занятость в некоммерческом секторе России составляет 0,8% от общего числа работающего населения. Для сравнения: во Франции этот показатель равен4,9%, в Германии - 4,93%, в США - 11%.Таким образом, по общим показателям некоммерческий сектор России развит слабо, особенно на фоне европейских и американских НКО.
В поисках причин слабости российского третьего сектора мы хотели бы обратиться, в первую очередь, к проблеме гражданского участия и активности населения, поскольку считаем, что именно пассивность и равнодушие негативно отражаются как на развитии некоммерческого сектора, так и на общем процессе развития гражданского общества в стране. Результаты опросов показывают, что активность населения по отношению к НКО в большей степени зависит от возрастной группы. Наиболее активными оказались граждане, находящиеся в категориях «до 18лет» и «от 56 лет», в то время как представители среднего звена оказались гораздо более пассивны. В целом общие цифры схожи с данными исследований, представленными Институтом фонда «Общественное мнение», где на такой же вопрос утвердительно ответили 14%, отрицательно - 60,8%, затруднились с ответом -25,2% .13)
Следует отметить, что границы третьего сектора в России настолько размыты даже на понятийном уровне, что сам термин зачастую ставит в тупик даже некоторых представителей самого третьего сектора, которые довольно смутно представляют себе его роль, задачи и стратегию развития.
Еще статьи
Совершенствование работы органов государственной власти по формированию инвестиционного и инновационного климата в Челябинской области
Переход к рынку
обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма
инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным
изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур,
разделением их функций в инвестиционно ...