Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.
Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспособности продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция (ЖЦП). Обычно выделяют четыре или пять таких стадий (таблица 1.1.) [5, c.429].
Таблица 1.1 - Стадии жизненного цикла товара
Характеристики товара и его производства |
Стадии жизненного цикла продукта и развития его целевого рынка | ||||
внедрение |
рост |
зрелость |
насыщение |
спад | |
Изменения продукции |
очень высокие |
высокие |
средние |
низкие |
очень низкие |
Изменения в процессах |
низкие |
средние |
высокие |
низкие |
низкие |
Конкуренция |
неценовая |
неценовая |
ценовая |
ценовая |
со стороны нового товара |
Экспорт |
низкий |
высокий |
снижающийся |
передача производства за границу |
производство за границей |
Примечание - Источник [4].
Практика хозяйствования во всех странах мира убедительно подтвердила преимущества рыночной системы хозяйствования, перед административной системой. Но это не означает, что рынок - панацея от всех бед. У рынка есть, как положительные, так и отрицательные стороны. Позитивные стороны рынка:
- рыночная экономика не знает таких явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т. д.;
- эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
- возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
- высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
- оптимальное использование достижений науки и техники;
- стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
- в рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
- свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
- относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
- в определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.
Негативные стороны рынка:
- рынок порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;
- отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
- рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;
Еще статьи
Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа
Социально-экономическое развитие региона является управляемым процессом
качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим
состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В
качестве интегрального показателя и главной цели соци ...