Для проведения анализа внешней среды построим матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых опозиционируем выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на ОАО «Барановичский автоагрегатный завод», в другой - факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на ОАО «Барановичский автоагрегатный завод». Такие матрицы приведены в виде таблицы 2.1 и таблицы 2.2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.
Таблица 2.1 - Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Слабая |
Сильное |
Улучшение уровня жизни населения; Изменение рекламных технологий |
Появление новых поставщиков |
Снижение налогов и пошлин |
Умеренное |
Разорение и уход фирм-продавцов; Развитие информационной отрасли |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию; Совершенствование менеджмента |
Уменьшение императивных норм законодательства; Снижение безработицы |
Слабое |
Неудачное поведение конкурентов |
Совершенствование технологии производства |
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей |
Примечание - Источник: собственная разработка
Таблица 2.2 - Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды
Вероятность Воздействие |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
Сильное |
Изменение правил ввоза продукции |
Сбои в поставках продукции; Рост темпов инфляции; Появление товаров-субститутов |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Скачки курсов валют |
Умеренное |
Снижение уровня жизни населения; Рост налогов и пошлин |
Изменение покупательских предпочтений; Ужесточение законодательства |
Появление принципиально нового товара; Появление новых концернов |
Слабое |
Изменение уровня цен; Рост безработицы |
Появление новых фирм на рынке; Усиление конкуренции |
Ухудшение политической обстановки |
Примечание - Источник: собственная разработка
Однако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды ОАО «Барановичский автоагрегатный завод», применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 2.3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую - вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью - оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.
Таблица 2.3 - Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды ОАО «Барановичский автоагрегатный завод»
Факторы среды |
Вес |
Оценка* |
Взвешенная оценка |
Макроэкономические | |||
Экономические | |||
Рост темпов инфляции |
0,25 |
-4 |
-2,08 |
Скачки курсов валют |
0,17 |
-2 |
-0,67 |
Рост налогов и пошлин |
0,12 |
-2 |
-1 |
Снижение налогов и пошлин |
0,17 |
2 |
-0,34 |
Рост безработицы |
0,06 |
-2 |
-0,24 |
Снижение безработицы |
0,23 |
3 |
0,34 |
Политико-правовые |
-0,12 | ||
Изменение правил ввоза продукции |
0,33 |
-5 |
0,69 |
Ужесточение законодательства |
0,20 |
-3 |
-0,6 |
Ухудшение политической обстановки |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Уменьшение императивных норм законодательства |
0,17 |
2 |
0,34 |
Национализация бизнеса |
0,15 |
-1 |
-0,15 |
Социально-культурные |
-1,98 | ||
Снижение уровня жизни населения |
0,33 |
-3 |
-0,99 |
Улучшение уровня жизни населения |
0,33 |
5 |
1,65 |
Научно-технические |
2,78 | ||
Совершенствование технологии производства |
0,18 |
1 |
0,18 |
Изменение рекламных технологий |
0,32 |
4 |
1,28 |
Развитие информационной отрасли |
0,32 |
3 |
0,96 |
Совершенствование менеджмента |
0,18 |
2 |
0,36 |
Ближайшее окружение |
-7,64 | ||
Отрасль |
-1,45 | ||
Снижение цен на сырье и готовую продукцию |
0,25 |
3 |
0,75 |
Усиление конкуренции |
0,25 |
-2 |
-0,5 |
Изменение уровня цен |
0,30 |
-3 |
-0,9 |
Появление новых концернов |
0,20 |
-4 |
-0,8 |
Товары |
-3,6 | ||
Появление товаров-субститутов |
0,6 |
-4 |
-2,4 |
Появление принципиально нового товара |
0,4 |
-3 |
-1,2 |
Поставщики |
-0,59 | ||
Сбои в поставках продукции |
0,35 |
-5 |
-1,75 |
Появление новых поставщиков |
0,24 |
5 |
1,2 |
Появление новых предприятий на рынке |
0,06 |
-1 |
-0,06 |
Разорение и уход фирм-продавцов |
0,12 |
3 |
0,36 |
Неудачное поведение конкурентов |
0,07 |
2 |
0,14 |
Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
0,16 |
-3 |
-0,48 |
Покупатели |
-2 | ||
Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предприятий |
0,25 |
1 |
0,25 |
Изменение покупательских предпочтений |
0,75 |
-3 |
-2,25 |
Итого: |
-9,72 |
Еще статьи
Количественная и качественная определенность категорий население, рабочая сила, трудовые ресурсы
В
экономической литературе, статистике труда и в практике управления
человеческими ресурсами фигурируют различные понятия и определения:
"трудовые ресурсы", "рабочая сила", "трудовой
потенциал", "человек труда", экономически активное
...