В апреле 2009 г. Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект об ограничениях на проверки малого и среднего бизнеса контрольными органами. Закон вступил в силу 1 мая 2009 г. Теперь контролирующие органы не могут проводить проверки предпринимателей чаще, чем раз в три года. Были установлены и сроки таких проверок - не более 50 часов в год для микропредприятий. [9]
Также, в рамках реализации программы поддержки предпринимательства региональные гарантийные фонды получают от правительства финансовые средства. Подобные фонды предоставляют гарантии малым предприятиям, нуждающимся в кредите, но не имеющим залога, для получения банковской ссуды.
Однако не все субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право получать финансовую поддержку со стороны государства.
Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:
являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Также финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных. [10 ст. 14 п. 3, 4]
Однако следует упомянуть о том, что финансовая поддержка может оказываться не только со стороны государства, но и посредствам кредитования малого и среднего бизнеса коммерческими банками.
В практике таких банков наиболее приоритетными являлись: кредиты, предоставляемые под гарантию; кредиты на развитее внешней торговли; прямые ссуды; кредиты для приведения малых предприятий в соответствие с требованиями законодательства; кредиты предприятиям, занимающимся развитием на местном уровне; кредиты на мероприятия по защите окружающей среды; кредиты в поддержку предпринимателей с физическими или иными недостатками.
Однако и здесь свою роль сыграл мировой финансовый кризис. Многие банки отказались от кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. А те банки, которые, не смотря на тяжелую экономическую ситуацию, продолжали давать кредиты малому бизнесу серьезно ужесточили условия выдачи кредитов. В связи, с чем многие предприятия остались, практически, без возможности привлечения заемных средств. Поэтому особенно значительная кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях финансового кризиса стала осуществляться двумя крупнейшими государственными банками - «Внешэкономбанком» и «Российским банком развития».
Однако «Внешэкономбанк» не кредитует малый и средний бизнес напрямую - он финансирует банки и иные юридические лица, которые осуществляют программы поддержки малого и среднего предпринимательства. [11]
Еще статьи
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Ирбис
Переход к рыночной экономике вызвал серьёзные изменения
финансовой системы России. Условия хозяйствования для российских предприятий
значительно изменилось, это связано с определенными процессами, происходящими в
стране, такими, как становление и развитие предпринимательства ...