Построим диаграмму структуры затрат предприятия (рис. 15).
Рис. 15. Структура затрат ИП Кондрашкин О.В
Как видно из рис.15 большую долю затрат составляют материальные затраты (70,41 %). Их доля в структуре затрат за рассматриваемый период возросла на 1,72%. Так же большую долю затрат занимают прочие затраты. Их доля в 2011 году составляла 20,66%.
Проведем анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.
Затраты на 1 руб.ТП 2009 г. =
Затраты на 1 руб.ТП 2010 г. =
Затраты на 1 руб.ТП 2011 г. =
Построим график динамики затрат на 1 рубль товарной продукции (рис.16).
Рис. 16. Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции ИП Кондрашкин О.В
Из рисунка 16 видно, что затраты на 1 рубль товарной продукции снизились на 0,13 единицы, что говорит о том, что в 2011 году на 1 рубль товарной продукции предприятие затрачивает на 0,13 рубля меньше чем в 2009 году
Проведем маржинальный анализ затрат предприятия.
Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.
Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) - это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия - это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле
= S - V
где S - выручка от реализации; V - совокупные переменные затраты.
М 2009 г. = 18036 - 11662 = 6374
М 2010 г. = 32557 - 19 923 = 12634
М 2011 г. = 45097 - 25 604 = 19493
Таким образом, из расчетов видно, что маржинальный доход за рассматриваемый период возрос на 13119 тыс. руб.
Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя - прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
= (S-V) / Q = p -v
где M - удельный маржинальный доход; Q - объем реализации; р - цена единицы продукции; v - переменные затраты на единицу продукции.
М 2009 г. = 0,18 - 0,12 = 0,07
М 2010 г. = 0,27 - 0,21 = 0,06
М 2011 г. = 0,28 - 0,16 = 0,12
В 2010 году маржинальный доход на единицу продукции снизился на 10 руб., однако в 2011 году он вырос в 2 раза и составил 120 руб. на единицу продукции.
Определим точку безубыточности предприятия.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
Точка безубыточности - это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:
= S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0
где I - величина прибыли; S - выручка; V - совокупные переменные затраты, F - совокупные постоянные затраты
Отсюда находим критический объем:
Q ' = F / (p-v)
где Q ' - точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).' 2009 г. = 5315 / ( 0,18 - 0,12 ) = 81313' 2010 г. = 9099 / ( 0,27 - 0,21 ) = 82718' 2011 г. = 10759 / ( 0,28 - 0,16 ) = 88328
Таким образом, точка безубыточности предприятия за рассматриваемый период не превышала объем производства продукции, и возросла на 7016 шт.
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
= F * p /(p - v) = Q' * p
где S - критический объем производства и реализации продукции.2009 г. = 81313 * 0,18 = 150392010 г. = 82718 * 0,27 = 223342011 г. = 88328 * 0,28 = 24732
Экономический смысл этого показателя - выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае - убыток. Так как за рассматриваемый период выручка предприятия превышала точку безубыточности, то предприятие является прибыльным.
Еще статьи
Кадры на предприятии и производительность труда на примере СПК Колхлз Красавский Лысогорского района Саратовской области
Производительность труда - основной показатель
экономической эффективности производства отрасли и самого предприятия. Поэтому
перед каждым сельскохозяйственным производственным коллективом стоит задача
повышения производительности труда. От этого зависит обеспеченность насел ...