Прибыль от продаж организации рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов или как разница выручки и затрат.
Основными факторами, влияющими на сумму прибыли являются:
изменение объема продаж
изменение ассортимента реализованной продукции
изменение себестоимости продукции
изменение цены реализации продукции
изменение затрат
Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.
Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о прибылях/убытках компании (1 и 2 форма баланса):
Таблица 10. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели |
2010 г., тыс. руб. |
2011 г., тыс.руб. |
Абсолютное изменение, тыс. руб. |
Относительное изменение, % |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
32557 |
45097 |
12540 |
38,52 |
Себестоимость продукции |
25564 |
33142 |
7578 |
29,64 |
Коммерческие расходы |
3458 |
3221 |
-237 |
-6,85 |
Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Затраты |
29 022 |
36 363 |
7341 |
25,29 |
Прибыль (убыток) от продаж |
3535 |
8734 |
5199 |
147,07 |
Индекс изменения цен |
1,00 |
1,46 |
0 |
45,98 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
32557 |
30893 |
-1664 |
-5,11 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.
. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 45097 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (45097/1,46), который составил 30893 тыс. рублей.
С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 94,8 % (30893/32557*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 5,11 %.
За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг снизилась: 3535 * (-0,0511) = -180,7 тыс. рублей.
. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
Еще статьи
Задачи региональной экономики
Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать
любой из нас. Кроме политики к таким сферам относятся медицина и, конечно,
экономика. И это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая,
непосредственно связанная с практикой. Каждый человек повседневно ст ...