4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции (связь с общим техническим прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования - их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.
5) Присутствие монополистов на рынке в конце концов вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как всем известно это вызывает бурные недовольства, забастовки акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке, так как в его руках сосредоточенна основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую-то часть людей.
6) Монополист понимает, что если он просто повысит цену на товар, то спрос на этот товар упадет, а, следовательно, упадет и выручка монополиста. Но свой доход он может поднять другим способом: он может снизить количество выпускаемой продукции. Вследствие этого спрос на продукцию возрастет и монополист сможет повысить цену без ущерба для своего дохода.
Вследствие всего вышесказанного можно сделать вывод, что присутствие монополии на рынке товара или услуги оказывает неблагоприятное влияние на экономическое положение в стране. В итоге при такой ситуации выгоду получает лишь сам монополист. Следовательно, можно говорить о необходимости ведения антимонопольной политики в любом государстве, не только убирая монополии с рынка, но и предупреждая их появление. Нельзя не отметить, что у монопольного режима были и свои союзники. Так, например, Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
Достижение цели антимонопольной политики предполагает: посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.). Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности "безымянными" покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.
Еще статьи
Жилищно-коммунальное хозяйство на примере ООО ЖЭУ
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - важнейшая
социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой
производственно-технический комплекс. В систему ЖКХ входят предприятия,
обеспечивающие:
жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное
производство ...