При возникновении кризисных ситуаций в различных регионах мира в 10-м Главном управлении создавались оперативные дежурные группы по отслеживанию обстановки, движения транспортов, доставляющих вооружение и военную технику в дружественные страны.
Такие временные группы создавались во время войны во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, Афганистане, Эфиопии и других районах.
Уже к 1968 г. в России сформировался значительный портфель заказов со стороны развивающихся стран, связанных с оказанием технического содействия в создании национальной оборонной промышленности, в производстве отдельных видов вооружения и военной техники, в становлении военной и вспомогательной инфраструктуры. Как и прежде, чисто коммерческие интересы и критерии в оценке и экспертизе этого специфического портфеля отступали на второй план. География иностранных заказчиков, общий объем заказов, их специфика, связанная со значительным отличием от сделок купли-продажи, необходимость координации взаимодействия большего числа министерств и ведомств потребовали формирования в дополнение к ГИУ еще одного специализированного Государственного посредника.
Так было образовано Главное техническое управление Государственного комитета по внешним экономическим связям. Основной задачей его было обеспечение комплексного решения проблем создания в иностранных государствах объектов военного и специального назначения, включая проведение изысканий на местности, проектирование, поставку технологического оборудования, оснастки, инструмента, монтаж оборудования, ввод в эксплуатацию и т.д. Несомненным плюсом оказалось то, что удалось объединить в одном внешнеполитическом пакете услуг, предлагаемых Россией развивающимся странам, техническое содействие в строительстве и крупных хозяйственных объектов, и специальных объектов военного и военно-промышленного назначения.
Всего за десять лет своего существования в качестве самостоятельного Государственного посредника ГТУ заключило контракты на оказание технического содействия почти с 40 иностранными государствами. При активном участии ГТУ за рубежом появилось более 1200 объектов специального назначения, находящихся в различной стадии создания и функционирования. Среди них - военные заводы, ремонтные предприятия, военно-морские базы, аэродромы, пункты связи, центры обучения, а также, например, такие необычные объекты, как мавзолеи Димитрова, Хо Ши Мина, Нето.
Деловые отношения поддерживались с иностранными заказчиками почти из 50 стран. Но с течением времени основные концепции в области военно-технического сотрудничества начали становиться не вполне адекватными новым тенденциям мирового рынка вооружений.
Ежегодные объемы экспорта вооружений, военной техники, включая запасные части, комплектующие изделия, создание специальных объектов, составлявшие в период 1981-1989 гг. в среднем 6-10 млрд. долл. США, стали уже недосягаемы для посредников. Структура платежей иностранных покупателей за российский экспорт продолжала оставаться крайне несбалансированной. Платежи в свободно конвертируемой валюте и нефтью не превышали 10-15%, доля специальных государственных кредитов достигала 60%, а безвозмездная помощь (бесплатные поставки вооружений и военной техники, другого военного имущества) устойчиво составляла не менее 30% от общих объемов специального экспорта.
К началу 90-х гг. потребности традиционных для России иностранных заказчиков (более 40 стран) в вооружении, военной технике и объектах специального назначения были практически полностью удовлетворены, и новый этап перевооружения и модернизации мог наступить только через 5-8 лет.
Государственные посредники (ГИУ переименовали в "Оборонэкспорт", ГТУ - в государственную компанию "Спецвнештехника"), сохраняя статус структурных подразделений Министерства внешних экономических связей России, вынуждены были расширить сферы своей деятельности, разрушая при этом границы специализации по видам военно-технического сотрудничества и исторически сложившимся связям с традиционными иностранными заказчиками.
Мировой рынок военно-технического содействия с явным доминированием на нем России прошел пик в середине 80-х гг. К началу 90-х гг. число специальных объектов, введенных в эксплуатацию при участии России, уменьшилось до 700, а к 1992 г. их число снизилось до 500 и стало необратимо сокращаться.
С учетом значительных изменений структуры мирового рынка вооружений, его географии, преобразований в военно-промышленном комплексе России, связанных с экономической реформой, в соответствии с Указом президента России на базе трех Государственных посредников в конце 1993 г. создается Государственная компания "Росвооружение" со статусом самостоятельной коммерческой организации, то есть не подчиненной ни одному из министерств и ведомств. Одновременно в сфере военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами продолжают функционировать несколько российских посредников, получивших временное право вести переговоры и заключать контракты на экспорт вооружений и военной техники.
Еще статьи
Анализ хозяйственной деятельности ОАО ОКТБ Кристалл
Для обеспечения экономического роста на современном этапе необходимо, прежде всего, добиться существенного повышения эффективности управления организациями. Однако организации различных форм собственности функционируют в определенной экономической среде, создаваемой государством посредство ...