Международный рынок продукции военного назначения начинает свою историю в давние времена, когда одни государства продавали другим предметы оружия, такие как мечи, щиты, доспехи и др. Уже тогда образовывались и получали развитие центры производства определенных видов военной продукции: изделия из стали, кожи, дерева и других материалов.
Но более динамичное развитие рынок ПВН получает в ХХ веке на фоне развития промышленности, большого количества войн в мире, начала официального военно-технического сотрудничества на мировом уровне. В разрезе темы дипломной работы параграф об истории развития рынка ПВН носит ознакомительный характер, поэтому, автор считает, что нет необходимости раскрывать и проводить подробный анализ истории мирового рынка в целом. Достаточно рассмотреть данную тему на примере СССР и Российской Федерации.
Так как рассмотрению подлежит именно международный рынок, а не разовые сделки, предметом которых выступали средства вооруженной борьбы, то изучение следует начать с конца первой половины ХХ в. Именно в это время начинает активно развиваться международный рынок ПВН и военно-техническое сотрудничество.
Военно-техническое сотрудничество - деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. Оно осуществляется на основе равноправия и взаимовыгодных интересов, с соблюдением соответствующих международных обязательств (договоров) и национального законодательства.
Необходимость в создании специального структурного подразделения со статусом Государственного посредника в системе государственного регулирования и сопровождения военно-политического, а в дальнейшем военно-технического сотрудничества СССР с иностранными государствами возникла в ходе Второй мировой войны. В июле-августе 1941 г. Великобритания подписывает с СССР два межправительственных соглашения: "О совместных действиях в войне против Германии" и "О товарообороте, кредите и клиринге". В рамках этих соглашений начались поставки ВВТ в СССР из США и Англии, в частности через Иран. Позже в Иране была организована сборка американских автомобилей и английских военных самолетов для поставки в СССР.
Всесоюзному объединению "Ирансовтранс" Наркомвнешторга СССР была поручена реализация в Иране указанных межправительственных соглашений. Именно "Ирансовтранс", в состав которого входил специальный отдел "Техноэкспорт", фактически стал первым Государственным посредником, получившим полномочия правительства СССР на практическую реализацию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
После Второй мировой войны началась борьба за политическое, военное и экономическое влияние на развивающиеся страны. СССР имел свой характерный почерк в этой борьбе, в том числе в области военно-технического сотрудничества. Менее чем за десять лет после окончания Второй мировой войны доля вооружения и военной техники, поставляемых на экспорт промышленностью России, превысила объемы экспортных поставок непосредственно из наличия Министерства обороны. Для координации экспорта, повышения его оперативности и эффективности в мае 1953 г. создается Главное инженерное управление Министерства внешней торговли (ГИУ).
В Министерстве обороны данной проблематикой с 1951 г. занималось 10-е управление Генерального штаба. После заключения Варшавского договора оно получило статус 10-го Главного управления Генштаба. В составе управления была, в частности, группа представителей стран Варшавского договора (по одному от каждой страны) - в качестве заместителей начальника Штаба Объединенных Вооруженных сил.
Прерогативами Главного управления были: руководство деятельностью аппаратов Главных военных советников, анализ военно-политической обстановки в странах сотрудничества, оказание им помощи в создании и развитии национальных вооруженных сил, поставки вооружения и военной техники дружественным странам, передача им лицензий, технической документации для производства и ремонта военной техники. Сюда входила также организация технического содействия в производстве, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ремонте вооружения и военной техники, в строительстве объектов военного назначения.
Позднее, с расширением объемов этой деятельности, Министерству обороны, в том числе и 10-му Главному управлению ГШ, за счет средств Государственного комитета по внешним экономическим связям была выделена дополнительная численность личного состава - для организации соответствующих служб по техническому содействию.
Еще статьи
Социальные аспекты развития образовательной компоненты человеческого капитала
В современных условиях для каждой страны очевидны пределы использования
природных богатств и физического капитала, что в свою очередь определяет
потребность в социальных инвестициях именно в человеческие ресурсы.
Национальный человеческий капитал страны является главным факт ...