Неэластичный спрос: ED<1 (процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением величины спроса, Рис. а). Крайняя форма неэластичного спроса - совершенно неэластичный спрос (например, уникальные, жизненно необходимые лекарства).
Эластичный спрос: ED>1 (процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса, Рис. б). Крайней формой эластичного спроса является совершенно эластичный спрос. Значение коэффициента стремится к бесконечности.
Единичная эластичность спроса: ED=1 (процентное изменение цены обусловливает равное процентное изменение величины спроса, Рис. в).
. Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает степень реакции объема (величины) спроса на товар при изменении величины дохода потребителя. При расчете этого коэффициента принимается во внимание знак (плюс или минус). Если коэффициент эластичности спроса по доходу оказался отрицательной величиной, то такие товары являются низкокачественными. Наоборот, нормальные товары характеризуются положительной величиной коэффициента.
. Коэффициент перекрестной эластичности - характеризует степень реакции величины (объема) спроса на один товар при изменении цены другого товара. Если коэффициент перекрестной эластичности больше нуля, то товары взаимозаменяемые; если меньше нуля - то товары взаимодополняемые; если равен нулю - то товары независимые, несвязанные.
Рис.3. а) неэластичный спрос; б) эластичный спрос; в) единичная эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:
незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным - на все другие группы товаров;
удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета - неэластичны;
временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
Предложение можно определить как совокупность товаров и услуг, которые находятся в данный момент на рынке и которые продавцы (производители) готовы продать при существующих ценах.
Основными показателями предложения выступают величина (объем) предложения и цена предложения. Величина (объем) предложения - то количество товаров, которое готовы продать продавцы.
С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства (особенно по товарам, подлежащим хранению). С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую-либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.
Цена предложения - минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.
Помимо цены на продукт на величину предложения влияют и другие факторы. К наиболее значимым неценовым факторам предложения относятся:
издержки производства. Величина издержек определяется ценой на ресурсы, используемые фирмой в производственной деятельности, включая заработную плату, процент за кредит, стоимость сырья и другие показатели. Чем ниже производственные затраты, тем выше прибыльность производства и значительнее рыночное предложение товаров;
Еще статьи
Закономерности функционирования систем
Тема контрольной работы «Закономерности функционирования систем»
Цель контрольной работы - рассмотреть понятие жизненного цикла систем,
закономерность систем и приемы и способы детерминированного факторного анализа.
Для достижения поставленной мною цели необходимо решить ...