уровень налогообложения. Сокращение величины налогов с компаний, как правило, является положительным фактором развития и также ведет при прочих равных условиях к росту предложения;
технология производства. Усовершенствование технологии ведет в конечном счете к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда и также увеличивает предложение.
экономические ожидания производителей. В большинстве случаев благоприятные ожидания экономических субъектов создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения;
количество производителей. Чем большее число фирм действует на рынке данного вида продукции, тем больше его совокупное рыночное предложение. Напротив, монополизация отрасли даже при неизменности общего объема производственных мощностей может привести к сокращению рыночного предложения;
цены на сопряженных рынках: цены на товары-конкуренты в производстве (рост цен на экологически чистую продукцию может стимулировать фермера сократить предложение продуктов, выращенных при помощи «химии») и цены на товары, производимые «совместно» с рассматриваемым товаром (рост цены на нефть может вызвать рост предложения нефтепродуктов).
Особо хотелось бы остановиться на издержках производства - производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.
Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что увеличение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д. Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса. Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.4. Продавцу выгодно совершать продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно - в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
Рис.4. Кривая предложения.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид:
=F(Xi),
где: QS - величина предложения на рассматриваемый товар; Xi - i-тый фактор, влияющий на величину предложения.
или
= f (P, Pa, Pb,…K, C, Z),
где QS - объем предложения данного товара; K - характер применяемой технологии; C - налоги и дотации; Z - природно-климатические условия.
Еще статьи
Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности в АПК (на примере ФГУП 1 Мая РАСН Октябрьского района)
Реформирование
сельского хозяйства на современном этапе направлено на переход к рыночной
экономике. Непременные условия развития рыночных отношений - формирование
многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе.
Многоукладность предполагает функционир ...