дополняющие, чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например чай и сахар. Рост цены дополняющего товара, напротив, ведет к сокращению спроса на основной товар, и наоборот. Так, снижение цен на принтеры для персональных компьютеров вызвало резкое увеличение спроса на высококачественную бумагу.
экономические ожидания потребителей.
Экономические ожидания представляют собой прогнозы экономических субъектов относительно возможных изменений цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д.
Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать увеличение спроса на товар уже в настоящий период времени и сместить кривую спроса вправо. Ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) могут привести к сокращению спроса и сместить кривую рыночного спроса влево.
Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.
Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
На рис. 1. показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной - цена на него (P).
Из рис. 1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны.
Рис.1. Кривая спроса.
Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
=F(Xi),
где: QD - величина спроса на рассматриваемый товар; Xi - i-тый фактор, влияющий на величину спроса. или
= f (P, Pa, Pb…I, T, N, W),
где: QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N - общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.
Если допустить, что все названные факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены:
= f (P)
Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Такая зависимость объема спроса от цены представлена на рис.2. Цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса.
Рис.2. Кривая спроса (зависимость объема спроса от цены).
Для характеристики и количественного анализа спроса как функции используются показатели эластичности.
Эластичность спроса по цене - это степень изменения величины спроса (ΔQD) в ответ на изменение рыночной цены (Δp). Рассчитывается она по формуле:
= ΔQD/Δp
Для характеристики спроса на товар используют несколько показателей (коэффициентов) эластичности: эластичность спроса по цене (ценовая эластичность); эластичность спроса по доходу; перекрестная эластичность.
. Эластичность спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности) определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Поскольку зависимость величины спроса от цены является обратной, то коэффициент ценовой эластичности будет отрицательной величиной. Поэтому в данном случае во внимание принимается абсолютное значение коэффициента. Возможны три варианта:
Еще статьи
Направления повышения эффективности управления затратами на производство и сбыт продукции ИП Кондрашкин О.В.
Затраты - основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор,
влияющий на объем предложения. Принятие управленческих решений невозможно без
анализа текущих затрат и определения их величины в перспективе.
Анализ деятельности предприятий разных отраслей промышленнос ...