Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной, неэффективной и ошибочной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы иногда дает лишь временный эффект снижения инфляции.
Низкие значения коэффициентов монетизации экономики России и высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе, что, как правило, является неизбежным следствием высокой инфляции, о чем свидетельствуют современные процессы в России.
Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики.
Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.
Необходимо преодолеть межведомственные разногласия и определиться с методикой подсчета роста цен.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предлагало сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года.
Министерство финансов России предлагало перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.
Следует отметить, что в России официальный рост цен резко отличается от реального. Это связано главным образом с тем, что при расчете индекса потребительских цен учитываются цены на 400 различных товаров и услуг.
Для выявления реального роста цен необходимо рассчитывать так называемую социальную инфляцию.
Представляется целесообразным определять индекс потребительских цен примерно по 30 товарам и услугам, которыми пользуются граждане.
Если взять такой более узкий набор, то окажется, что в 2005 г. при официальном уровне инфляции 10,9% цены на основные потребительские товары, по разным оценкам, выросли на 20-25%.
Кроме того, в целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.
Далее, при всех существующих трудностях необходимо переходить к политике прямого таргетирования инфляции. Банк России, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции.
Речь идет о полнофункциональном таргетировании инфляции, т.е. четком институциональном обязательстве Банка России по достижению ее целевого ориентира.
В Конституции Российской Федерации в гл. 3 «Федеративное устройство» (ст. 75 ч. 2) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».
Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги.
Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции, не превышающий примерно 2% в год.
Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции.
При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.
Еще статьи
Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа
Социально-экономическое развитие региона является управляемым процессом
качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим
состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В
качестве интегрального показателя и главной цели соци ...