Регулирование уровня внешнего долга страны, включающего внешние долговые обязательства как государственного, так и частного секторов, представляется состоящим из двух основных частей: прямого и косвенного управления соответственно.
Прямое управление государственным долгов - это непосредственное участие государства в консолидированном управлении и контроле над всей частью государственного и гарантированного государством внешнего долга, а также долговых обязательств внутри страны.
Косвенное управление - должно осуществляться над негосударственной частью общего внешнего долга страны и внутренних долговых обязательств негосударственного сектора. Данное управление производится опосредованно с использованием инструментов стимулирования для снижения объема внешнего долга негосударственного сектора и правильной организации финансирования внутреннего долга.
Практика многих развитых и развивающихся стран в отношении управления госдолгом показывает целесообразность выделения функции управления внутренним и внешним долгом государства. При создании отдельного агентства возможен постоянный мониторинг необходимости во внешних и внутренних государственных заимствованиях. Нынче управление долгом осуществляют Национальный банк и Министерство финансов, институты, осуществляющие монетарную и фискальную политику государства, для которых функция управления долгом - вторична .
Перед агентством, если оно будет создано, следует поставить задачи по активному управлению долгом государства, снижению стоимости внешних и внутренних заимствований, определению оптимального объема заимствования всего госдолга, формулированию стратегии заимствования на предстоящий период, поддержание адекватных резервов в иностранной валюте для обслуживания внешнего долга. Важна о координация фискальной политики МФ РК с монетарной политикой Национального банка РК в части избежания конфликта интересов между регулятивной ролью Нацбанка в отношении процентных ставок и уровня инфляции и необходимостью покрытия бюджетного дефицита Минфина.
Создание агентства по управлению государственным долгом.
Целесообразно создание отдельного института - Агентства по управлению долгом. В данный момент управление долгом осуществляется Национальным банком РК (НБ РК) и Министерством финансов, Т.е. институтами, осуществляющими соответственно монетарную и фискальную политику государства и для которых функция управления долгом является вторичной. Агентство должно быть подотчетно правительству РК, при этом координируя свою деятельность с НБ РК. В то же время, являясь по своей сути финансовым институтом, агентство не подотчетно НБ РК или же органу, уполномоченному за надзором за финансовыми рынками.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
Еще статьи
Совершенствование системы управления оборотными средствами на предприятии (на примере РУП СКТБ Металлополимер)
Оборотные
средства относятся к мобильным активам предприятия, которые могут быть обращены
в денежные средства в течение одного производственного цикла. От эффективности
использования оборотных средств во многом зависит финансовое положение
предприятия. Замедление оборачива ...