Доля государственного долга в последние годы поддерживается на низком уровне и составляет 3,2% по сравнению с периодом 1995-1998 годов(в среднем 42,7%). Основную долю по-прежнему составляет долг, не гарантированный государством (96,8%).
Восстановление экономики Казахстана, выраженное в росте темпов ВВП, позволило уменьшить соотношение валового внешнего долга к ВВП, являющегося важным макроэкономическим показателем.
С учетом межфирменной задолженности отношение валового внешнего долга к ВВП снизилось до 89,6% с 98,6% (на начало текущего года). Данное значение выше рекомендуемого в 80%, характеризующего страну с умеренной задолженностью.
Динамика внешнего долга на конец соответствующего периода
Источник: Национальный банк РК
Ожидается, что данный показатель сохранится в течение ближайших лет в связи с притоком иностранных кредитов в сырьевые проекты.
Следует учесть, что значительную часть внешнего долга Казахстана составляет межфирменная задолженность (48%) и, в соответствии с международной практикой, рассматривается как подверженная наиболее низкому риску дефолта.
Важно отметить, что увеличение межфирменной задолженности не представляет серьезной потенциальной угрозы для государства.
Государственный и гарантированный государством внешний долг
Согласно Закону «О государственном и гарантированном государством заимствования и долге» под государственным долгом понимается сумма долговых обязательств правительства, Национального Банка и местных исполнительных органов. Он состоит из двух частей: внешнего и внутреннего долга. Что такое гарантированный государством долг? В том случае, когда деньги привлекаются для реализации проектов, имеющих социальное и экономическое значение, государство выступает гарантом возврата займа. В 2005 году был введен новый для Казахстана финансовый инструмент - инфраструктурные облигации. Большая часть денег, собранных путем размещения этих облигаций, будет использована для строительства новых дорог. Это как раз тот случай когда государство берет на себя обязательство по возврату вложенных денег инвесторам. Государственные гарантии означают, что при невыполнении заемщиком своих обязательств правительство возвращает долги за счет средств госбюджета. При оценке внешней платежеспособности государства в расчет берется именно государственный и гарантированный государством долг. Если Казахстан не смог выполнить именно эти обязательства, то это очень плохо отразилось бы на его имидже и вызвало отток капиталов. Не нужно забывать, что стоит какой-то известной компании усомниться в платежеспособности государства, как это вызовет цепную реакцию, другие инвесторы также перестанут доверять не только правительству, но и частным компаниям. Показатели кредитоспособности страны является чистая внешняя задолженность государственного сектора. Она представляет собой разницу между иностранными активами и иностранными обязательствами госсектора и показывает, насколько госдолг обеспечивается международными резервами страны: золотовалютными резервами Нацбанка и иностранными активами Национального фонда. За первые два месяца 2006 года чистые международные резервы Нацбанка выросли на 28,3% и составили 9,068 млрд. долл. Если к этой сумме прибавить деньги, аккумулированные в Национальном фонде - по предварительным итогам, 8,156 млрд. долл., - то международные резервы в целом составят более 17 млрд. долл., так что пока государственный и гарантированный государством долг в два с половиной раза ниже этой суммы .
Еще статьи
Методы оценки эффективности использования федеральных пакетов акций
Управление
федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования
экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право
собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия
на экономику страны в целом.
...