Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения этих же затрат у муниципалитетов. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, которые были закреплены за предприятиями и учреждениями.
Институциональные изменения, происходящие в экономике страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Запустив коммерсантов в сферу ЖКХ на той основе, которая существует сегодня - проведение конкурсов и тендеров на обслуживание домов и территорий, - мы получили очень непростую ситуацию, когда тендеры выигрывают фирмы, не способные оказывать качественные услуги. Зачастую сами жильцы дома не знают, какая управляющая компания их обслуживает. А это значит, что результаты тендеров фальсифицируются на самом начальном этапе. Бизнесмены извлекают максимальную прибыль, но при этом страдают интересы жителей.
Государство торопится переложить жилищно-коммунальные расходы на народ. Если в 1992 году население платило за услуги ЖКХ 2,1 процента от доходов семьи, то теперь не менее 22.
Заметно выросло число муниципальных предприятий, что было обусловлено реализацией постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Производственная структура коммунальных предприятий претерпела значительные изменения. Их численность по сравнению с началом 90-х гг. увеличилась в 2 раза, однако главным достижением явилось то, что из 52 тыс. предприятий, работавших на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), свыше половины (53,9 %) это мелкие предприятия, в основном работающие в жилищной сфере.
Производственная структура предприятий жилищно-коммунальной сферы включает более 30 видов деятельности. Ведущими являются предприятия водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, теплоснабжения, многоотраслевые предприятия, организации внешнего благоустройства (дорожно-мостового хозяйства, озеленения, санитарной очистки и утилизации отходов), гостиничные предприятия и др.
К 2000 г. в муниципальной собственности находилось 30 % объектов коммунального хозяйства (в т.ч. 20 % предприятий, имеющих на своем балансе водопроводы, 28,5 % - отопительные котельные, 41,4% канализации).
Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн. чел., а с учетом предприятий малого бизнеса - 4,2 млн. чел.
Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2010 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест с высокими заработками в других сферах экономики. Так, на конец 2010 г. среднемесячная заработная плата работников коммунального хозяйства составляла чуть больше 3,9 тыс. руб. при средней российской в 6224 руб. На конец года задолженность по заработной плате имели около 35 % предприятий ЖКХ, И объем суммарной задолженности превысил млрд. руб. Из общей суммы задолженности по заработной плате задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила в коммунальном хозяйстве 47 %. Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было определено, что к 1998 г. отрасль ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость.
Еще статьи
Возникновение инфляции
Деньги - один из основных феноменов экономической жизни выступают
в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего
удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды,
выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Основ ...