Здесь кроется основная проблема жилищно-коммунального хозяйства. Перед очередными выборами в Государственную Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами социальной поддержки низкодоходных семей, необоснованно отодвинули время перехода отрасли ЖКХ на самоокупаемость. В 1995 г. срок был изменен с 5 до 10 лет, а в 1999 г. - с 10 до 15 лет. Это существенно повлияло на состояние финансирования отрасли. Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России.
Создалась система, когда льготы гражданам фактически оплачиваются предприятиями ЖКХ. Так, при установленном уровне оплаты услуг ЖКХ населением 50 % из-за льгот сбор "живыми деньгами" в 1998 г. составил 30 %; в 1999 г. при уровне 60 % - 35,5 %; в 2000 г. при уровне стандарта 70 % сборы с населения составили в среднем по стране 39,1 %. Все это поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения.
За время преобразований нормативная годовая потребность финансирования услуг ЖКХ, оказываемых населению исходя из действующих ставок и тарифов на ЖКУ, возросла к 2011 г. с 90 до 300,7 млрд. руб., при этом доля оплаты населением в соответствии с установленными законодательством темпами соответственно возросла с 2 до 70 %. В то же время на конец 2011 г. из общего объема требуемых средств население покрыло 118,5 млрд. руб. (39 % от затрат с учетом предоставляемых льгот и субсидий), бюджет - 123,1 млрд. руб. (41 %); Недофинансирование отрасли составило 59,1 млрд. руб. (20%). Причем долги населения составляют порядка четверти от этой суммы, т.е. собираемость платежей достаточно высокая, более 85%.
Эффективное управление такой собственностью являлось одним из главных условий проводимых преобразований, поэтому был взят курс на организационное разделение функций управлениям хозяйствования, создание служб заказчика, управляющих компаний, введение и развитие частного управления многоквартирными жилыми домами с целью постепенного перевода на режим безубыточного функционирования отрасли (предприятий) путем сокращения бюджетных дотаций и перекрестного субсидирования потребителей.
К настоящему времени удалось достигнуть определенных положительных результатов.
Если на 1 января 1997 г. в субъектах Российской Федерации функционировало менее 1 тыс. служб заказчиков, то к настоящему времени их создано около 3,5 тыс. Учитывая, что службы заказчика целесообразно создавать в крупных городах и населенных пунктах с численностью населения не менее 50 тыс. чел., можно считать, что деятельностью данных служб охвачены практически все муниципальные образования. Как отмечалось, основой деятельности служб заказчика является формирование договорных отношений с поставщиками жилищных и коммунальных услуг.
В целом по России на договорной основе обслуживается около 80 % жилищного фонда. В Москве, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Ненецком и Чукотском АО, Волгоградской, Вологодской, Новгородской и Мурманской областях этот показатель составляет 100 %. Практика заключения договоров и создание системы контроля над их исполнением позволили сократить издержки при предоставлении ЖКУ за 2010-2011 гг. на сумму около 400 млн. руб.
Осуществляется процесс формирования и развития договорных отношений между службами заказчика и потребителя жилищно-коммунальных услуг. Охват договорами найма жилых помещений в целом по России к настоящему времени составил 33 %, а на техническое обслуживание жилищного фонда с собственниками квартир - 54 %.
Еще статьи
Резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции на ОАО ЧТЗ-Уралтрак
В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает
предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в
данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже
существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание но ...