Принципиальным моментом в подходе к организации управления ЖКХ является создание Управляющей компании. Управляющая компания при этом должна быть субъектом рыночных отношений. На этапе формирующихся экономических отношений в сфере ЖКХ, с целью разрушения монополизма и развития договорных отношений в этой сфере, и в соответствии с действующим законодательством наиболее эффективной организационно-правовой формой для Управляющей компании является Муниципальное учреждение.
Основные фонды сферы жилищно-коммунального хозяйства целесообразно подразделять на три группы:
жилищный фонд;
технологические фонды;
производственные фонды;
Жилищный фонд включает в себя недвижимое имущество (с правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества).
Имущество включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, хозяйственные приусадебные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
Технологические фонды включают в себя инженерную инфраструктуру (сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения, водозаборы и тому подобное).
Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой и второй группы. Сюда входят гаражи, мастерские, административные и производственные здания и тому подобное.
Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление жилищно-коммунальным организациям. Сферы жилищно-коммунального комплекса существенно различаются по подходам к формированию эффективных экономически методов хозяйствования и механизмам снижения издержек. Их можно условно разделить по признаку возможности создания конкурентной среды на две группы:
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство.
В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, должны быть положены:
рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем;
управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль над предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества;
контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
ЖКХ испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, низкой квалификацией кадров, недостаточной проработанностью социально-экономических и правовых основ деятельности жилищных организаций в части их взаимоотношений с потребителями и органами власти. ЖКХ всё ещё остаётся дотационным, а его содержание ложится тяжёлым бременем на городской бюджет.
Вследствие этого, большинство регионов России работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. В результате затраты выросли в 2,5-3 раза. На 100 км. инженерных сетей приходится 73 аварии (в Европе - в среднем 3). Жилищный фонд России составляет 2,6 млрд. кв. м общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18, 4 кв. м. общей площади. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн. кв. м. (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн. кв. м. (9%) - в реконструкции. Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние 5 лет по ветхости выбыло около 40 млн. кв. м.
В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты 4 млн. человек, которые в 2010 г. оказали услуг на 234 млрд. рублей. ЖКХ - это более 52 тыс. предприятий, каждое пятое из них - государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд. рублей (т.е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48%.
Взятый в начале 90-х гг. курс на развитие рыночных отношений в экономике страны, естественно, не обошел вниманием такую отрасль, как жилищно-коммунальное хозяйство. Отрасль ЖКХ в дореформенный период составляла по оценкам специалистов, треть основных фондов страны. Охватывая единое экономическое и географическое пространство, отрасль функционировала под жестким государственным регулированием всех жилищно-коммунальных отношений с доминирующей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ.
Курс, взятый на преобразование отрасли, потребовал немедленного решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним следует отнести:
Еще статьи
Состав и пути улучшения использования оборотных средств на предприятии ТОО Георгиевское
Оборотные средства являются одним из важнейших элементов хозяйственного
механизма. Успешные результаты деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей во многом зависят от рационального использования оборотных
средств и правильной организации источников их формирования. П ...