Как утверждает Ю.А. Корчагин, доход работника с учетом получения процента на человеческий капитал можно представить в следующем виде:
γi = (W : Pi) ( 1 + R) Ti + Xi + Ei (2)
где γi - доход индивида i;
(W : Pi) - цена простого труда работника i (суммарные инвестиции в «простых» работников, деленные на число «простых» работников);
R - процент (доход) на вложения в человеческий капитал;
Ti - временной период вложения капитала в работника i;
Xi - доход работника i, учитывающий его особенности (умственные, физические), параметры (характеристика) рабочего места, условия найма на рынке труда;
Ei - коэффициент ошибок и отклонений, относящийся к работнику i.
Суммарные инвестиции в работника здесь равны (W : Pi) - затраты на образование, обучение на производстве, в безопасность, в здоровье, миграцию и т.д.).
Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит понятию внутренних норм отдачи. Они строятся по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяют оценивать эффективность инвестиций в человека, прежде всего в образование и производственную подготовку. Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно ”традиционным” предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи, по Беккеру, выступают в качестве регулятора распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Различают частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - всего общества.
Существуют два основных подхода к расчету нормы отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек, второй исходит из оценки параметров так называемой ”производственной функции заработков”, которая описывает зависимость заработков человека (а точнее - их логарифма) от уровня образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана с именем Дж. Минцера.
Второй подход к оценке человеческого капитала заключается в изучении влияния инвестиций в человеческий капитал на рост ВВП или национального дохода.
Шульц для оценки влияния на темпы прироста национального дохода использовал формулу:
Gγ= kfK + GLSL, (3)
где Gγ - темпы роста национального дохода;
k - коэффициент капиталоемкости;
fK - предельная производительность капитала;
GL - темпы прироста рабочей силы;
SL - доля труда в национальном доходе.
При разделении капитала на физический и человеческий формула примет вид:
(4)
где Im - инвестиции в физический капитал;
In - инвестиции в человеческий капитал;
γ - национальный доход;
rm - норма эффективности физического капитала;
rn - норма эффективности человеческого капитала.
Т. Шульц разделил влияние на темпы роста национального дохода начального, среднего и высшего образований. Дж. Морех, используя его подход, получил, что система образования Англии дала вклад в рост национального дохода за 1951-61 гг. около 12%.
Демографический ресурс общества, в рамках которого формируются человеческий потенциал и человеческий капитал, имеет не только количественное, но и не менее значимое качественное измерение. Этот вектор приобретает все большее значение, определяя параметры человеческого капитала, обусловливающего конкурентоспособность рабочей силы, российского бизнеса, производительности труда и развития экономики в целом.
Качественные характеристики населения в зависимости от аналитических и прогностических целей их использования имеют макро- и микроиндикаторы. Так, для макро- оценки сегодня широко применяется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), базирующийся на интеграции трех индикаторов - ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, масштабы образованности населения, уровень материальной обеспеченности. Однако он опирается на средние величины, которые при существующей (особенно в России) социальной поляризации не дают адекватных представлений о реальной ситуации. Необходимо знание внутренних механизмов функционирования общества, определяемых лишь с помощью качественных индикаторов на микроуровне, которые включают такие фундаментальные компоненты, как здоровье - физическое, психическое, социальное; профессионально-образовательный ресурс и квалификационно-интеллектуальный потенциал; социокультурная активность и духовно-нравственные ценности.
Еще статьи
Жилищно-коммунальное хозяйство на примере ООО ЖЭУ
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - важнейшая
социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой
производственно-технический комплекс. В систему ЖКХ входят предприятия,
обеспечивающие:
жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное
производство ...