Рассматривая существующие подходы к оценке эффективности социальных инвестиций в сферу образования, необходимо отметить, что и в отечественной, и в зарубежной практике сложилось несколько методик ее проведения. В одних случаях акцент делается на соотношении затрат и результатов, в других - на учете управленческих издержек (административного бремени), в третьих - на анализе соотношения плановых и фактических показателей.
На Западе оценка эффективности сферы образования идет в двух направлениях. Одно из них рассматривает экономическую эффективность и ценность образования для индивидов и общества на основе сопоставление индивидуальных и общественных затрат на его получение. Второе рассматривает динамику качественных общественных характеристик под влиянием образования, в числе которых снижение уровня социальной напряженности, уменьшение количества преступлений, разводов, увеличение средней продолжительности жизни, повышение активности населения во время политических выборов и ряд других параметров.
С нашей точки зрения, последнее направление достаточно дискуссионное, поскольку, вряд ли человека, получившего высшее образование, можно считать менее склонным к разводу, чем учащегося средней школы, для которого право на вступление в брак еще не наступило.
Как уже отмечалось, отдача от вложений в образование наступает по завершении обучения, следовательно, часть средств, затраченных на образовательную подготовку лиц, которые ее не завершили, необходимо считать издержками, требующими управления (сокращения). Для учета таких средств на примере среднего образования Давыдов А.А. предлагает использовать совокупность демографических индикаторов (табл. 1). На их основе можно провести расчет показателя невозвратности инвестированных средств D по формуле (6):
(6)
Где Di - доля i - й категории получателей услуг, %;
I - количество учитываемых категорий получателей.
Таблица 2. Совокупность демографических индикаторов, снижающих эффективность использования средств в системе среднего образования
№ |
Наименование индикатора (Di), % |
D1 |
Доля учащихся, умерших до завершения обучения |
D2 |
Доля учащихся, прервавших обучение по состоянию здоровья (в т.ч. ранняя беременность) |
D3 |
Доля учащихся, оставленных на повторное обучение (второгодники) |
D4 |
Доля учащихся, окончивших обучение с неудовлетворительными результатами |
D5 |
Доля учащихся, эмигрировавших из страны до завершения обучения |
D6 |
Доля учащихся, прекративших обучение по другим причинам |
Данный показатель демонстрирует нам «недополучение» социально значимых результатов для общества и государства, осуществивших затраты. Таким образом, некоторая доля вложенных средств была использована неэффективно, хотя эффективность системы образования в отношении качества услуг и удовлетворенности ими потребителей может быть очень высокой.
В заключение можно отметить следующее: цель системы образования заключается в качественной подготовке как можно большего числа обучающихся, поэтому экономию средств в данной сфере не следует рассматривать в качестве направления, способствующего повышению эффективности вложений в образование. Благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в образования как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.
Еще статьи
Направления повышения эффективности управления затратами на производство и сбыт продукции ИП Кондрашкин О.В.
Затраты - основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор,
влияющий на объем предложения. Принятие управленческих решений невозможно без
анализа текущих затрат и определения их величины в перспективе.
Анализ деятельности предприятий разных отраслей промышленнос ...