Как видно из приведенных данных, удельный вес малых предприятий в России увеличивается, растут обороты малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе, и их вес в экономике. Однако по показателю «доля малого бизнеса в ВВП» России существенно отстает от развитых стран, где доля этот показатель составляет 50% и выше. Доля малого предпринимательства в общественном производстве РФ составляет не более до 10-12% .
Анализ среднего бизнеса целесообразно провести путем сопоставления его с 400 крупнейшими компаниями из нашей базы (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2 - Средние отраслевые показатели по компаниям- лидерам среднего бизнеса
Показатель |
Крупный бизнес, млн руб. |
Средний бизнес, млн руб. |
Доля крупного бизнеса (%) |
Доля среднего бизнеса (%) |
Выручка |
19398724 |
15464677 |
55,6 |
44,4 |
Основные средства |
8476258 |
2429735 |
77,7 |
22,3 |
Внеоборотные активы |
14455078 |
5262359 |
73,3 |
26,7 |
Чистая прибыль |
2872817 |
877580,6 |
76,6 |
23,4 |
Кредиторская задолженность |
2507424 |
3568786 |
41,3 |
58,7 |
Дебиторская задолженность долгосрочная |
305910,8 |
130859,3 |
70 |
30 |
Дебиторская задолженность краткосрочная |
3252804 |
3289099 |
49,7 |
50,3 |
Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы |
11818,38 |
11561,99 |
50,5 |
49,5 |
Из таблицы 2.2 очевиден паритет крупного и среднего бизнеса по объемам выручки. Как производитель товаров и услуг средний бизнес лишь немногим уступает крупному - 44,4% против 55,6%. Это много. В развитых странах (при всех различиях в терминологии) доля среднего бизнеса находится на сопоставимом уровне. В Италии средние фирмы дают 21% совокупной выручки всех фирм страны, а крупные - 45%. В Швеции доля выручки средних компаний составляет 39%, а крупных - 44%. В японской промышленности крупные фирмы обеспечивают 32% производства, а средние - 25%. В США соотношение и вовсе перекошено в пользу крупного бизнеса - 53% ВВП против 13% у среднего.
По основным средствам доля среднего бизнеса существенно ниже - 22%. И это легко объяснимо. Понятно, что по физическому объему капитала, которым располагает фирма, компании среднего бизнеса не могут тягаться с гигантами, которые в России принадлежат к капиталоемким отраслям.
Еще статьи
Бизнес-план ЗАО Ресторан Музея Павловск
бизнес стратегический управление
В
планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в
целом. Спланировать бизнес - значит оценить возможности, необходимость и объемы
выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его
конкретного сегм ...