Сравнительно небольшой объем основного капитала обеспечивает высокий уровень валовой капиталоотдачи среднего бизнеса - 6 рублей выручки с 1 рубля основных средств против 2,3 рубля у крупного. Но этот плюс эффективности нивелируется относительно низкой долей чистой прибыли: совокупной прибыли среднего и крупного бизнеса, чистая прибыль среднего всего 26%. Скорее всего это объясняется тем, что более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и предпочитают сразу же реинвестировать прибыль. Но относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже в ближайшем будущем, когда потребуются внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.
Неожиданным для экспертов оказался паритет среднего бизнеса в расходах на научно-исследовательские работы. Если учесть его более скудную финансовую базу, то речь, несомненно, идет о повышенной инновационной активности среднего бизнеса. Таким образом, мы можем зафиксировать, что в целом средний бизнес - серьезный игрок российской экономики.
Однако малому и среднему бизнесу не удается полностью реализовать имеющийся потенциал из-за наличия ряда проблем, особое место среди которых занимает проблема финансирования, обусловленная недостаточностью начального капитала и собственных оборотных средств, а также труднодоступностью банковского кредитования. Таким образом, современные тенденции экономического развития выявляют, с одной стороны, ограниченность ликвидных средств для обновления и расширения производства, а с другой стороны, необходимость внедрения инноваций в производственный процесс.
Проблема обновления основных фондов и развития материально- технической базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное оборудование и провести масштабную реконструкцию производства. Решить эту проблему можно с помощью такого эффективного инструмента, как лизинг. Многие малые предприятия смогли преодолеть последствия финансового кризиса, однако их дальнейшее развитие возможно лишь при активной государственной поддержке.
В целях поддержки и развития малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры. Важная роль в инфраструктуре поддержки предпринимательства отводится системе государственных фондов поддержки субъектов малого предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя региональных и более 100 муниципальных фондов. Укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства на всех уровнях должно повысить стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и проведение последовательной государственной политики по финансированию его развития.
Сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает в себя систему региональных фондов, 9 лизинговых компаний, 17 региональных агентств и около 20 иных организаций, в том числе информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. По данным Министерства сельского хозяйства РФ, постепенно складывается инфраструктура поддержки малого сельского предпринимательства, созданы и уже действуют 126 сельских кредитных кооперативов. Для реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства в России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов Федерации и 70 палат административно-территориальных образований; осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат; развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства. В качестве имущественной поддержки малых предприятий предусмотрена инвентаризация бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий и разработка на этой основе различных механизмов использования этих объектов.
Еще статьи
Денежно-кредитная политика государства
Денежно
- кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,
предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса
путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним
из необходимых условий эффе ...