Основными целями управления государственными долями (пакетами акций) в акционерных обществах являются:
увеличение неналоговых доходов федерального бюджета;
выполнение акционерными обществами общегосударственных функций;
стимулирование развития производства и привлечение инвестиций;
оптимизация управленческих затрат;
институциональные преобразования в экономике.
Рассмотрим данные цели подробнее.
Увеличение неналоговых доходов федерального бюджета создает предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности экономических субъектов. В связи с этим государство как акционер проводит целенаправленную работу по получению дивидендов по пакетам акций акционерных обществ, действующих в высокодоходных отраслях экономики, производящих ликвидную продукцию, имеющих стабильное финансовое положение и не требующих значительных инвестиционных вложений.
Выполнение акционерными обществами общегосударственных функций (связанных с обороной, обеспечением безопасности, выполнением социальных и научно-технических программ, регулированием естественных монополий) осуществляется путем закрепления в государственной собственности пакетов акций стратегических акционерных обществ. Стратегические акционерное общество - это открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, его обороноспособность и безопасность, а также защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Стимулирование развития производства и привлечение инвестиций могут быть осуществлены за счет использования акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов. Приватизацию принадлежащих государству пакетов акций можно также обременить условием инвестирования в предприятие или другими условиями.
Оптимизация управленческих затрат может быть достигнута за счет сокращения количества находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. Сокращение может производиться не только путем продажи акций, но и путем их консолидации в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии или рынка сбыта компаниями. Приватизацию пакетов акций целесообразно осуществлять в тех случаях, когда цель, преследуемая государством при осуществлении деятельности акционерных обществ, может быть достигнута иным, кроме участия, способом.
Институциональные преобразования в экономике направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на реструктуризацию предприятий и отраслей, формирование вертикально интегрированных структур. В связи с этим целесообразно содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед федеральным бюджетом, а также о реструктуризации крупных промышленных акционерных обществ с громоздкой и неэффективной структурой.
По следующим видам деятельности закрепляются акции в федеральной собственности или используется право «Золотой акции»:
добыча, переработка, сбыт нефти, газа, угля, геологоразведка;
трубопроводный транспорт;
газовое хозяйство;
производство и распределение электроэнергии;
морской, речной транспорт, связь;
объекты национальной безопасности;
разработка, производство вооружений, космической техники;
производство и сбыт сортовых семян, хранение зерна;
производство детского питания.
В настоящее время основными формами управления пакетами государственных акций являются:
назначение представителей государства в органы управления акционерного общества;
передача акций в доверительное управление и залог;
продажа акций.
При преобразовании предприятий в акционерное общество, контрольные пакеты акций которых закрепляются в федеральной собственности, Правительство РФ и Минимущество России поручают представление интересов государства в совете директоров акционерного общества определенным лицам. Представителями государства могут быть государственные служащие, назначаемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Российским фондом федерального имущества, а также иные граждане на основании договоров на представление интересов государства, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством Минимуществом России, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) или их территориальными органами.
Еще статьи
Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности в АПК (на примере ФГУП 1 Мая РАСН Октябрьского района)
Реформирование
сельского хозяйства на современном этапе направлено на переход к рыночной
экономике. Непременные условия развития рыночных отношений - формирование
многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе.
Многоукладность предполагает функционир ...