. Выявление состояния критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан план стратегии.
. Способствует установлению взаимоотношения с внешней средой, обеспечивая обратную связь, в отношении стратегических программ.
. Используется при установлении соответствия правилам и контрактным обязательствам.
Таким образом, можно определить процесс мониторинга как последовательность неких шагов (алгоритм), самодостаточных, но приобретающих истинный смысл при их взаимоувязке в определенную схему. Можно определить экономический мониторинг предприятия как систему поддержки принятия решений, направленную на информационное обеспечение процесса принятия решений, повышение эффективности этого процесса и качества принимаемых решений.
Можно выделить несколько принципов мониторинга финансового состояния.
Рисунок 1 - Основные принципы мониторинга финансового состояния предприятия
Рассмотрим данные принципы более подробно.
Первый - объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными элементами, непосредственно участвующими в производственном процессе и органами управления им. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая в обратном направлении, также должна быть конкретной и полезной.
Второй - сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей.
Третий - адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на осуществление производственного процесса. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.
Четвертый - прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
Можно добавить пятый принцип - целевого назначения, который предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
В экономике мониторинг стал применяться для различных экономических объектов.
На основе этих объектов можно выделить следующие виды экономического мониторинга (таблица 1).
Таблица 1 Виды экономического мониторинга
Наименование |
Содержание |
Социально экономический мониторинг |
Метод научно - практической активности, цель которого состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития |
Мониторинг финансового состояния |
Нормативно-правовой комплекс превентивных мероприятий, направленных на недопущение использования финансовой системы для легализации (отмывания) теневых доходов и капиталов |
Мониторинг налогоплательщиков |
Система наблюдений за финансово - хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства и применяемых рыночных цен |
Кредитный мониторинг |
Система контроля за качеством кредитного портфеля, проведение независимой экспертизы, своевременное выявление отклонений от принятых стандартов и целей кредитной политики банка; за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней. |
Банковский мониторинг |
Система, осуществляемая Банком России с участием его территориальных подразделений, позволяющая дать анализ и прогноз важнейших тенденций развития экономики региона с учетом финансового положения предприятий |
Еще статьи
Анализ экономических процессов ресторана Кантина-Сити
Ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.
Из года в год ресторанный бизнес стремительн ...