Тема данной курсовой работы актуальна для экономики России, в силу того, что каждый житель нашей страны сталкивается с проблемой монополизации власти в той или иной степени. К тому же в стране в нынешнее время появляется все больше монопольных объединений, вследствие чего государство принимает активные меры по регулированию их деятельности.
Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов монопольной власти.
В достижение поставленной цели было определено решение следующих задач:
характеристика сущности монополии, ее характерные черты и виды;
характеристика сущности монопольной власти, её показателей и источников;
рассмотрение способов реализации монопольной власти.
Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий.
Источниками информации для написания работы "Монопольная власть на российских рынках" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Монопольная власть на российских рынках", справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой группа товаров, являющихся близкими заменителями, производится большим количеством независимых фирм. Это означает, что покупатели способны отличать один продукт от другого по качеству, торговой марке, местоположению продавца и т.п. Например, множество фирм производят кроссовки, но покупатели различают «Adidas» и «Reebok»; в нашем районе множество кафе, но кормят в них немного по-разному, да и расположены они на разных улицах. Перед нами, таким образом, множество мини-монополий, конкурирующих между собой. От совершенной конкуренции такая ситуация отличается прежде всего тем, что там все фирмы продают абсолютно одинаковый продукт и все продавцы неотличимы друг от друга в глазах покупателей. Здесь же каждый продукт имеет некоторую «изюминку» - истинную или мнимую, порождаемую, например, рекламой.
Таким образом, при движении от совершенной конкуренции к монополистической конкуренции, затем к олигополии и, наконец, к монополии все ослабевает конкуренция и все сильнее проявляется монопольное начало.
Следует, таким образом, различать монополию и монопольную власть. Монопольная власть означает, что фирма может влиять на цену, изменяя объем выпуска товара. Такая фирма не обязательно является монополией, но может быть также олигополией или монопольно-конкурентной фирмой.
Для совершенно конкурентного предприятия цена равна предельным издержкам, а для предприятия, обладающего рыночной властью, цена выше предельных издержек. Следовательно, величина, на которую цена превышает предельные издержки, может служить мерой монопольной (рыночной) власти. Для измерения отклонения цены от предельных издержек служит индекс Лернера.
Индекс Лернера: два способа подсчета
Показатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле:
Еще статьи
Влияние рыночных условий экономики на работу транспорта
В
данной курсовой работе рассматривается влияние рыночных условий экономики на
работу транспорта, а также предлагается пример перевозки груза из г.
Санкт-Петербург в г. Брест.
Цель
курсового проекта заключается в том, чтобы получить необходимые знания о
рыночных отношен ...