Обычно выделяют три основных видов чистой монополии: естественная, открытая, закрытая монополии. Существование трех указанных видов монополии, предполагает наличие трех различных видов обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Такими обстоятельствами, как правило, выступают различные барьеры на вход в отрасль и механизмы ограничения конкуренции.
Естественная монополия (natural monopoly) - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок, удовлетворяя своими поставками весь предъявляемый на рынке спрос. С естественной монополией, в основе которой лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. В качестве примера можно привести РАО «Газпром».
Открытая монополия(open monopoly) - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время, становится единственным поставщиком уникального продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Инновационная деятельность составляет основу функционирования таких фирм.
Закрытая монополия (closed monopoly) - монополия, защищенная юридическими запретами (нормативными актами), наложенными на конкуренцию. К числу таких монополий относятся предприятия, имеющие эксклюзивные права, полученные от государства на поставку какой-либо продукции на рынок, например, спирта. В ситуации закрытой монополии могут оказаться целые отрасли (например, производители отечественных автомобилей), защищенные от импортной продукции высокими таможенными пошлинами. К другим вариантами возникновения закрытой монополии можно отнести патентную защиту, институт авторских прав.
Предложенная классификация видов монополии не является абсолютной. Особенно это касается долгосрочного периода. В долгосрочном периоде фактически все виды монополий вынуждено тяготеют к открытой монополии в силу действия следующих факторов:
юридические запреты (нормативные акты) в качестве барьеров на пути действия конкуренции могут быть отменены;
преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет существенными изменениями в технологиях;
все монополии испытывают удары конкуренции со стороны товаров субститутов.
На монопольном рынке равновесие устанавливается при Р > МС. Это значит, что производственные ресурсы используются неэффективно. Этот вывод исходит из того, что если потребители готовы заплатить за единицу дополнительного блага больше, чем требуется для его потребления, то увеличение производства данного блага сопровождается ростом общественного благосостояния.
Если для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, то фирма, обладающая монопольной властью, способна установить цену выше предельных издержек. Следовательно, мерой монопольной власти является величина превышения цены, максимизирующей прибыль, над предельными издержками.
Итак, монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек. Как показывает формула, чем меньше эластичность спроса на товар, производимый фирмой, тем большей монопольной властью фирма обладает. Три фактора определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.
. Эластичность рыночного спроса на товар данного типа. Если на рынке действует лишь одна фирма, то кривая спроса на ее товар совпадает с кривой рыночного спроса. В этом случае степень монопольной власти зависит только от эластичности рыночного спроса. Но если на рынке конкурируют несколько фирм, то эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел эластичности спроса на товар каждой фирмы. К примеру, если эластичность рыночного спроса равна -2, а эластичность спроса на товар каждой фирмы - 3 , то эластичность спроса для каждой из них не может быть меньше -2.
Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке.
Фирмы в отрасли могут и не конкурировать между собой и даже вступить в сговор. Здесь же отметим, что монопольная власть меньше, если фирмы в отрасли агрессивно конкурируют, и больше - если они сотрудничают.
Потери общества, возникающие вследствие монополизации производства, можно проиллюстрировать при помощи излишков потребителя и производителя. На монопольном рынке для того, чтобы максимизировать прибыль, объем производства монополиста должен соответствовать пересечению линий МС и MR (точка Курно). Таким образом, монополист должен производить Q выпуска при Р т цене. На конкурентном рынке конкурентная цена (Р.) должна соответствовать объему продукции ((У), т. е. находиться на пересечении кривой среднего до хода (AR), которая совпадает с кривой спроса (D), с кривой предельных издержек
Еще статьи
Социальные аспекты развития образовательной компоненты человеческого капитала
В современных условиях для каждой страны очевидны пределы использования
природных богатств и физического капитала, что в свою очередь определяет
потребность в социальных инвестициях именно в человеческие ресурсы.
Национальный человеческий капитал страны является главным факт ...