Вновь созданные мелкие предприятия обречены стать неэффективными. При чем цена и выпуск будут примерно такими же, как и в случае нерегулируемой естественной монополии. Даже если потребители от всего этого ничего не выиграют и ничего не проиграют (а скорее всего, проиграют, так как издержки производства, а значит и цены, возрастут), издержки общества неизбежно возрастут, ибо «процесс регулирования» потребует затрат, кроме того, неизбежно неэкономичное дублирование капиталов.
В лучшем случае вместо единой естественной монополии в масштабах государства сложится множество региональных естественных монополий. Однако единая энергетическая система страны (важный компонент экономической безопасности государства) будет утрачена.
Мне нравятся эти Чубайсы, Что лихо немцуют страну Под музыку венского вальса, У всех вызывая «ну, ну .» (1998) А. М. Марласов.
Естественная монополия может исчезнуть вследствие уменьшения размера минимально эффективного масштаба производства (рис. 7). Исчезновение естественной монополии происходит тогда, когда технологические изменения резко сокращают минимально эффективный размер предприятия (сдвиг кривой Л С влево) при неизменной величине cipoca ( D ), либо при резком увеличении спроса (сдвиг кривой спроса D вправо). Среди факторов, способных изменить положение кривой средних затрат (АС) или спроса ( D ), можно отметить численность населения, принципиальную модернизацию технологий, либерализацию экономических отношений и др.
Рис . 7. Исчезновение естественной монополии
Реструктуризация естественных монополий означает перевод их деятельности на рыночные рельсы. Это предполагает приватизацию большей части активов, а также выделение из состава этих компаний независимых фирм, конкурирующих между собой. Наряду с этим должно быть усилено государственное регулирование в тех секторах, прежде всего в сфере транспортных сетей, которые не могут в ближайшее время регулироваться исключительно рынком.
В электроэнергетике принципиальное решение найдено. В 2010 г. принят пакет законов о реформе отрасли. Предстоит отделить естественно-монопольные части бизнеса (сети электропередач и диспетчерскую службу) от конкурентной части (генерирующих станций и сбытовых компаний). В результате реформы РАО «ЕЭС» должно быть ликвидировано. Из его состава выделяются федеральная сетевая компания и системный оператор (диспетчерское управление). Они остаются в государственной собственности, что необходимо для обеспечения равного доступа к линиям электропередач для всех производителей электроэнергии. Тарифы на передачу электроэнергии будут жестко контролироваться правительством.
С другой стороны, из холдинга выделяются и затем приватизируются крупные генерирующие и сбытовые компании, которые и будут конкурировать друг с другом. Это должно обеспечить полную либерализацию производства электроэнергии. Если сегодня тарифы на производство утверждаются Федеральной энергетической комиссией и Региональными комиссиями, то в 2006г., как планируется, они будут устанавливаться на свободном рынке посредством добровольных соглашений продавцов и покупателей. Своим радикальным характером такая перестройка энергетического комплекса обязана, прежде всего, реформаторскому потенциалу президента РАО «ЕЭС» А. Чубайса.
В то же время правительство склонно проводить реформу крайне осторожно, чтобы в случае необходимости всегда можно было бы сделать шаг назад. В течение переходного периода будет действовать институт т.н. «гарантирующих поставщиков», обязанных продавать электроэнергию населению по регулируемым ценам. При этом все реформаторские акты должны осуществляться под жестким контролем правительства. Только оно намерено определять время создания и приватизации независимых энергетических компаний, этапы перехода от регулируемых тарифов к свободным ценам на электроэнергию и т.д.
По своему значению для нашей экономики реформа МПС ничем не уступает реформе РАО «ЕЭС». На протяжении последнего десятилетия МПС функционировало не совсем как обычное министерство. Оно, с одной стороны, осуществляло естественное для любого государственного учреждения администрирование в рамках своих полномочий, а с другой - являлось, по сути, коммерческой организацией, извлекающей прибыль из хозяйственной деятельности.
Еще статьи
Геоэкономика
геоэкономика экономическая логика
Кризисные
события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине
2008 года и отразившиеся на многих странах, были столь масштабными, а меры
регуляторов по стабилизации ситуации - столь беспрецедентными, что это
позво ...