Становление антимонопольного законодательства развитых стран восходит ко второй половине XIX века, когда бурный рост промышленного производства практически во всех ведущих мировых державах, включая Россию, объективно детерминировал концентрацию рабочей силы и капитала. Концентрация производства в свою очередь способствовала монополизации рынков (в том числе рынка труда) ограниченным кругом синдикатов (в нынешней терминологии - олигархами), а монополизация - получению теми же олигархами не только экономической, но и политической власти над обществом. В условиях монополизации неизбежен социальный взрыв - сущностными чертами экономической диктатуры являются установление монопольно высоких цен при минимальном качестве продукции, предельная для физических возможностей человека продолжительность рабочего дня при крайне низкой оплате труда и прочие негативные явления, ведущие к деградации общества.
Проблемы социально-политических и экономических конфликтов, связанные с деятельностью монополий, в разных странах решались по-разному. Если, например, в США в ответ на злоупотребления рыночной властью незамедлительно были приняты социально ориентированные антитрестовские законы (первый из них - Закон Шермана 1890 года), обеспечивающие интересы мелких и средних собственников на рынке, то в России доминировали совсем иные настроения. Марксисты с легкой руки интерпретировали процессы монополизации рынков как высшую и последнюю стадию капитализма (его "загнивание"), а концентрацию пролетариата на предприятиях-монополистах - как эффективный инструментарий революционного решения проблемы. В этой связи В.И. Ленин и его сторонники отрицали возможность правового регулирования экономики государства на основе поддержки свободной конкуренции и полагали, что монополия есть переход от капитализма к более высокому строю, настаивая на необходимости принудительной концентрации производства с его последующей национализацией.
Таким образом, к началу XX века в мировом сообществе обозначились две концепции развития - централизация и децентрализация управления экономическими отношениями. "Полигоном" для апробирования первой из них выступила Россия. Вполне очевидно, что если бы российская политическая элита той эпохи не игнорировала значение антимонопольного регулирования и предприняла необходимые меры для борьбы с монополизмом, мировая история могла быть иной.
После многолетних экспериментов идейные вдохновители "диктатуры пролетариата" так и не смогли разработать адекватную запросам общества модель управления экономикой без классических рыночных регуляторов, которая заменила бы конкуренцию на равноценный стимул, воздействующий на наемного работника, товаропроизводителя и экономическую систему в целом.
Потребность в кардинальном реформировании российской экономики с ориентацией на рыночный механизм обострилась к середине 80-х годов XX столетия, когда тупиковый характер "пути к коммунизму" стал окончательно очевидным. К началу 90-х годов экономические и политические преобразования в нашей стране набирают наиболее высокие темпы, к тому же периоду относится и становление антимонопольного законодательства России.
Система реформ, учитывая фактор развития российской экономики от государственного монополизма, опиралась на два основополагающих элемента - демонополизацию производства и профилактику монополизации рынков новыми субъектами хозяйствования. Первый из них включал снижение администрирования в экономике, разукрупнение и приватизацию государственных предприятий (принудительное снижение уровня экономической концентрации), поддержку малого предпринимательства, развитие конкуренции. Второй был обусловлен потребностью в создании механизма правовой охраны конкурентных отношений.
Антимонопольная направленность реструктуризации российской экономики начинает прослеживаться с Постановления Совета Министров СССР от 16.08.1990 №835 "О мерах по демонополизации народного хозяйства". В постановлении отмечаются трудности на пути проведения реформ, непосредственно связанные с проявлением монополизма, и определяются общие принципы демонополизации.
Стратегические и тактические задачи демонополизации наиболее подробно раскрыты в Постановлении Правительства РФ от 09.03.1994 №191 "Об утверждении государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)". В этом акте определяются приоритеты политики демонополизации (развитие конкуренции, устранение барьеров для перемещения товаров и др.) и методы увеличения количества хозяйствующих субъектов (снижение барьеров входу на рынок, развитие малого предпринимательства, организация торгов и др.).
Еще статьи
Государственный долг как инструмент экономической политики и как объект управления
Современная
экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита
бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной
проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной
экономикой, различного общ ...