(МС). Посмотрим, как меняется излишек, если перейдем от конкурентной цены и выпуска к монопольной цене и выпуску.
Рис . 2. Потери общества от монопольной власти
Потери потребителей будут состоять из двух частей. Во-первых, из-за повышения цены с уровня Р с до уровня Р т покупатели теряют часть излишка, равного площади прямоугольника P m BFP c. Эти покупатели должны платить более высокую цену за прежний товар. Во-вторых, другие покупатели попросту не могут платить более высокую цену за прежний товар. Они теряют излишек в размере площади треугольника BCF. Таким образом, совокупное сокращение излишка потребителя составит величину Р т ВСР с .
Производитель, в свою очередь, получит прибыль, равную площади прямоугольника P m BFP c , так как он продает свой товар по более высокой цене. Но при этом он теряет часть своего излишка (площадь треугольника FCA) из-за снижения объема выпуска.
Таким образом, в результате установления монопольного выпуска и цены:
). часть излишка потребителя переходит к производителю (площадь прямо угольника Р BFP C);
). безвозвратные потери потребителя составляют величину BCF, а безвозвратные потери производителя - величину FCA.
Итак, безвозвратные потери (издержки) общества от монопольной власти составят величину треугольника ЛВС. Чем больше излишка потребителя переходит к производителю-монополисту (величина прямоугольника P m BFP c), тем больше общественные издержки существования монополии.
По расчетам специалистов, потери общества от деятельности монополий могут достигать от 4 до 13% валового продукта. Данные потери включают в себя также расходы, обусловленные так называемым поведением в поисках ренты, т. е. доходы правительственных институтов и чиновников, оберегающих некоторые предприятия от конкуренции. Фирмы платят политикам не только, и не столько за улучшающие их положение привилегии, сколько за то, чтобы избежать ухудшения своего положения вследствие тех или иных действий государства. Концепция извлечения ренты в данном случае в центр своего внимания ставит активное рационально-эгоистическое поведение политиков.
Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.
Антимонопольная политика - это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
прямое регулирование цен;
налогообложение;
регулирование естественных монополий.
Рассмотрим эти направления более подробно.
Прямое регулирование цен
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.
Рис. 3. Установление максимально допустимых цен
На рис. 3 D и MR - кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm - установленная государством цена.
Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.
По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.
MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ)
MR= P+Q(dP/dQ)
Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.
Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.
Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 4).
Рис. 4. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен
Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем - в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума.
Еще статьи
Социально-экономическое развитие Уральского федерального округа
Социально-экономическое развитие региона является управляемым процессом
качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим
состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В
качестве интегрального показателя и главной цели соци ...