Сегодня правительство пытается постепенно реформировать железнодорожную отрасль. На первом этапе реформы - в сентябре 2010 г. - создано ОАО «Российские железные дороги», на баланс которого передано все имущество МПС. За самим же министерством остаются только общее руководство отраслью и надзор за соблюдением государственных интересов. При этом 100% акций ОАО «РЖД» принадлежат государству.
Следующие этапы реформирования подразумевают поэтапное и «мягкое» разгосударствление. Оно предусматривает выделение так называемого монопольного сектора. Уже сейчас известно, что под полным контролем государства останется вся инфраструктура железных дорог. Это сами пути, семафоры, диспетчерская служба и т.д. То есть то, что обеспечивает передвижение грузов и пассажиров. Все остальное имущество ОАО «РЖД» (вагоны, строительные и ремонтные подразделения и пр.), будет постепенно приватизироваться. В отдаленной перспективе это может способствовать созданию конкурентной рыночной среды на железных дорогах.
Таким образом, быстрых и кардинальных преобразований железнодорожного комплекса ждать не следует. По своим взглядам президент ОАО «РЖД» Г. Фадеев - далеко не А. Чубайс. Это, скорее, «крепкий хозяйственник», более склонный к совершенствованию созданного, нежели к созданию принципиально нового.
Итак, правительство осторожно подходит к реформированию естественных монополий, полагая, что резкие изменения в структуре собственности могут привести к падению эффективности этих компаний, крайне чувствительному для всей экономики. Заметно это и на примере «Газпрома». Сегодня он занимается добычей, транспортировкой и сбытом газа. При этом естественной монополией являются лишь газотранспортные сети (газопроводы). В этой связи назрела проблема обеспечения равного доступа к газотранспортной сети для независимых от «Газпрома» производителей, что должно способствовать становлению конкурентного газового рынка. Наилучшим образом это можно было бы обеспечить путем выделения магистральных газопроводов из состава «Газпрома», чему категорически противится сам «Газпром». Что касается сфер производства и сбыта, то здесь теоретически возможно расчленение «Газпрома» на множество независимых фирм.
Но радикальной реформы не ожидается. Президент В. Путин определенно высказался за сохранение «Газпрома» в качестве единой компании. Возможно, это сделано из-за опасений, что появление многих фирм на месте прежнего «Газпрома» не приведет к конкуренции и росту капиталовложений, но лишь снизит доходы госбюджета от газовой отрасли и усложнит проблему возврата набранных «Газпромом» кредитов. Избегая резких шагов, правительство стремится, прежде всего, повысить управляемость компании. В данной связи намечается, что предприятия, ведущие добычу, транспортировку и реализацию газа, должны будут вести раздельный учет своей продукции и затрат на ее производство. Последнее призвано обеспечить государственный контроль над всеми звеньями производственно-сбытовой цепочки. На этой основе планируется ввести регулирование тарифов на транспортировку газа, которые должны стать едиными для всех поставщиков, в т.ч. и для независимых от «Газпрома» компаний. В сферах газодобычи и сбыта, не относящихся к естественным монополиям, осторожно предполагается создание благоприятных условий для развития конкуренции.
Фактический отказ от реформирования «Газпрома», скорее всего, повредит как ему самому, так и всей экономике.
Сегодня «Газпром» по сути - государственная компания, чья деятельность определяется не столько рынком, сколько политическими решениями. Ее задача - наполнять госбюджет и дотировать потребителей низкими ценами. От такой фирмы трудно ожидать эффективного производства и долгосрочного развития.
Плохо и то, что ситуация в «Газпроме» способна подорвать и реформу РАО «ЕЭС», поскольку не может быть полноценного рынка электроэнергии, пока газ - основное сырье для ее производства - остается в руках государственной монополии. Особенность российских реформ состоит в том, что осуществляться они должны в комплексе, ибо каждая из них прямо связана с другой.
Сегодня можно констатировать, что в системе регулирования российской экономики государственная поддержка конкуренции все еще не позиционируется в качестве основополагающего элемента этой системы, а скорее рассматривается как некая защита интересов предпринимателей. Вместе с тем регулирующие функции антимонопольной политики государства не исчерпываются правовой охраной экономических свобод конкретных потерпевших и предполагают управляющее воздействие на более широкий круг общественных отношений.
Еще статьи
Мероприятия по повышению эффективности деятельности ОАО Нижневартовского Нефтегазодобывающего предприятия
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных
результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей
своей деятельности, а другие - работают менее успешно. Огромную роль в этом
играет управление предприятием. Анализ финансового с ...