Сторонники же увеличения доли государственного финансирования образовательных услуг аргументируют свою позицию тем, что, во-первых, коммерциализация сделает высшее образование недоступным в финансовом отношении для малообеспеченной части населения, несмотря на наличие различных схем студенческих займов и кредитов; во-вторых, высшее образование выполняет весьма важные экономическую и социальную функции, приносящие пользу всему обществу. В конечном итоге, по их мнению, в будущем государственные расходы возвращаются в казну в виде налогов при использовании прогрессивной шкалы налогообложения, так как заработки у вузовских выпускников значительно выше, чем у лиц без высшего образования. Кроме того, немаловажным аргументом в пользу системы образования с частичным возмещением затрат, является опасение значительной части населения, что вслед за ревизией финансового обеспечения процесса получения высшего образования могут подвергнуться пересмотру порядок предоставления других социально значимых услуг государства.
Наряду с этим, в некоторых развитых странах процесс идет к тому, чтобы ввести (обратно или вновь) систему высшего образования, при которой плата за само обучение отсутствует. Активнее всех по этому пути идет Япония, в которой сегодня практически 100 % мест в высших профессиональных учебных заведениях оплачивает государство. К этому же сейчас стремится Германия, где в 2010 г. в вузах таких мест было уже 90 %. В России же, по некоторым прогнозам, к 2020 г., наоборот, 90 % мест будет оплачиваться за счет потребителей образовательных услуг. В целом, проблема соотношения государственного и частного финансирования высшего образования является общемировой, касающейся в той или иной степени каждой страны, в том числе и России.
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
Повышение доступности качественного образования определено Правительством как стратегическая цель государственной политики в области образования.
Развитие системы общего образования предусматривает его индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.
Главными мероприятиями модернизации высшего профессионального образования являются переход на уровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований.
Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.
Таким образом, повышение эффективности инвестирования в человеческий капитал становится все более актуальной проблемой. На наш взгляд, способность приобретать и использовать знания становится главным фактором конкурентоспособности страны.
Еще статьи
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в экономике Республики Беларусь
Одной
из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития
является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции
доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно
явно проявилась в XX веке. Противопол ...