Беляков С.А. характеризует систему образования как систему «с запаздыванием»- принятое сегодня решение о введении определенной специальности или специализации даст результат только через определенное время- от двух до пяти лет. Следовательно, необходимо либо обеспечивать наиболее точный прогноз будущих потребностей, либо построить подготовку так, чтобы оперативно реагировать на возникающие изменения соответствующими коррективами в учебных планах и программах. И одновременно заранее планировать направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Мы разделяем точку зрения Владимира Соловьева, профессионального бизнес-тренера, Президента Группы компаний EXECT, который высказывал свое мнение относительно «громких голосов по какой-то из многочисленных FM-станций», которые призывали прекратить «плодить» никому не нужных филологов. Основной вопрос заключается в следующем: как связаны экономический рост и уровень образования в стране и зачем нам так много филологов-физиков-юристов и прочих высококвалифицированных специалистов? Многим не понятно, зачем так много студентов, если уровень высшего образования падает с каждым годом и обратного процесса пока не ожидается? «Заводы стоят - одни филологи в стране». И самыми популярными становятся слова о том, что стране больше всего нужны «высококвалифицированные слесари и техники».
А ответ на самом деле очень прост. Мы считаем, связь существует и она идет не только с этой стороны - не только «чем более образованно общество, тем общий экономический уровень выше», но и имеет обратный эффект. То есть чем ниже общий образовательный уровень - тем ниже экономические показатели, тем ниже общий уровень жизни, а как следствие - потребительский уровень. А отсюда начинает тянуться и внутренний рынок, и стоимость денег . А ведь от этого напрямую зависит инвестиционный климат.
С началом нового столетия в развитых странах мира все более явно утверждается экономика знаний (the knowledge-based economy), основанная на новейших достижениях в сфере информационных и коммуникационных технологий. Данный термин подчеркивает всевозрастающее значение знаний как источника богатства.
Британский экономист Дж. Даннинг подчеркивал, что в течение последних трех столетий главный источник богатства в рыночной экономике переместился с природных активов (земля и сравнительно неквалифицированный труд) через ресурсы, создающие осязаемые активы (здания и оборудование, финансы), к ресурсам, создающим неосязаемые активы (знания и информация) и воплощающимся прежде всего в людях и организациях.
В современных условиях в большинстве развитых стран формируется концепция непрерывного образования, содержание процесса образования и принципы функционирования системы образования претерпевают качественные изменения. В этой связи развивается концепция «образование длиною в жизнь» - концепция непрерывного образования. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Предлагается в структуре формирующейся современной системы непрерывного образования (СНО) РФ выделять две подсистемы: основное (базовое) и дополнительное образование. Структура СНО в авторской интерпретации представлена на рисунке 6.
Еще статьи
Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе
Малый
бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших
фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Какую
роль он играет в экономической и социальной жизни страны? И как он развивается?
Малое предпринимательство имеет исклю ...