Данные рассуждения кажутся нам справедливыми, в связи с тем, что инновационная экономика предъявляет высокие требования к образованию и квалификации работников. Необходимо уделять достаточное внимание формированию нового качества всей системы российского образования, обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества во всем их многообразии. Т.е. мы хотим сказать, что в процессе модернизации должны быть учтены запросы государства, постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, конкретные интересы семей, местных сообществ и организаций.
Кадры должны быть конкурентоспособными на рынке труда, подготовленными к активной жизнедеятельности в быстроменяющемся мире, обладающими адаптационной мобильностью, а также высокой общей культурой, побуждающей ее носителей к саморазвитию и самообучению, к творческой самореализации, при которой, по мнению А. Эйнштейна, «воображение важнее знаний».
С исследованием эффекта инвестиций в сферу образования связано наибольшее число работ в области теории человеческого капитала. Эти инвестиции осуществляют разные субъекты на различных уровнях (сам индивид, фирмы и общество в целом). Профессор КубГУ кафедры Прикладной экономики и управления персоналом С.Н. Трунин подчеркивает необходимость сопоставления двух величин при принятии решения об осуществлении инвестиций в сферу образования: затраты, которые он должен осуществить в настоящем, и доходы, которые он рассчитывает получить в будущем.
Существует расхожее мнение, что образование в России не ценится и не отражается на заработках. Согласно теории человеческого капитала более высокий уровень образования приносит работнику дополнительный доход. Считается, что знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе обучения, ведут к повышению производительности труда работника, что делает его более ценным для работодателя и отражается в повышении заработной платы. С.Н. Трунин обращал также внимание на тот факт, что чем выше уровень квалификации работника, тем более высоким является возрастной порог, по достижении которого начинается снижение доходов.
Однако мы хотели бы сконцентрировать внимание на процессе обесценивания человеческого капитала и, так как знания могут устаревать, то навыки с развитием техники и технологий становиться невостребованными. По мере старения человека ослабевают способности к обучению, а навыки могут утрачиваться.
Во всем мире заработная плата рассматривается в качестве мерила уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно данным ЮНЕСКО, 60 процентов разницы в доходах людей приходится на образование, а 40 - на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). Таким образом, вкладывая средства в высшее образование, мы в первую очередь определяет свое будущее.
Однако Давыдов А.А. отмечает, что увеличение вкладываемых в образование средств не обязательно приведет к автоматическому повышению эффективности их использования, равно как и не гарантирует повышения качества образовательных услуг. Инвестиции в сферу образования помимо отсутствия прямого коммерческого эффекта, свойственного другим отраслям социальной сферы, обладают рядом особенностей, которые обусловливают специфику оценки их эффективности, а именно: отдача (индивидуальная и общественная) от вложений в образование наступает после завершения обучения; сами инвестиции носят длительный непрерывно-плановый характер, при этом образовательная услуга является неотъемлемой от ее получателя и выражается в его совершенствовании, повышение качества трудовой деятельности, экономии времени на выполнение трудовых операций. Оценке подлежит не только целевая эффективность (достигнуты ли запланированные результаты), но и экономическая (в какой степени удалось добиться поставленных целей, какова величина сэкономленных средств).
Еще статьи
Годовой план железнодорожного цеха металлургического завода
Доменное
производство - производство чугуна восстановительной плавкой железных руд или
окускованных железорудных концентратов в доменных печах. Доменное производство
- отрасль чёрной металлургии
Железные
дороги являются неотъемлемой частью производственного процесса и иг ...