Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего продукта.
По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, - это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов.
Авторами неоднократно отмечалось, что конкурентные преимущества любой страны мира в конечном итоге по любым показателям базируются на конкурентных преимуществах человеческого капитала. Снижение объема инвестиций неминуемо приводит к ухудшению показателей не только качества человеческого потенциала, но и экономических показателей развития национальной экономики. Инвестиции в образование составляют главную форму «человеческого капитала» и играют ключевую роль по отношению к другим видам инвестиций в трудовые ресурсы.
Затронутые в настоящей дипломной работе общемировые проблемы финансирования высшей школы присутствуют и в российских вузах, порой в их крайних проявлениях. Одной из главных причин всех бед отечественного высшего образования общество видит в резком сокращении государственного финансирования этой сферы. Вместе с тем государство в свою очередь вправе ожидать и от вузов адекватной отдачи. Повышения самостоятельности вуза в наши дни дает немалые возможности для реализации их научно-педагогических и административно-хозяйственных инициатив.
Рисунок 6. Структура российской системы непрерывного образования
В условиях рыночных отношений, как показывает мировая практика, государство не может и не должно более нести в одиночку финансовое бремя содержания образования.
Отечественным вузам необходимо более эффективно расходовать бюджетные средства, самостоятельно находить альтернативные источники финансирования своей деятельности. Необходимо также шире привлекать все силы общества для решения проблем высшего образования, более активно искать партнеров в деловых кругах, в российских и иностранных бизнес-сообществах, устанавливать тесные контакты с выпускниками и родителями студентов, различными общественными организациями и благотворительными фондами.
Аникина Е.А. рассматривает затраты на получение высшего образования как инвестиции: индивид принимает решение об обучении в высшем учебном заведении, взвешивая свои экономические издержки и выгоды и сопоставляя свои возможности (интеллектуальные и финансовые) и возможности вузов обеспечить качественное образование. С большей степенью вероятности человек примет решение о продолжении обучения после школы, в случае если выгоды превысят издержки, а также, если он будет способен оплатить дальнейшее обучение. Как показывают результаты ежегодных социологических исследований за последние 5 лет, около 26 % абитуриентов рассматривают стоимость обучения как один из факторов, влияющих на выбор вуза, по важности данный показатель находится на третьем месте после наличия определенной специальности и качества образовательных услуг.
Еще статьи
Кадры на предприятии и производительность труда на примере СПК Колхлз Красавский Лысогорского района Саратовской области
Производительность труда - основной показатель
экономической эффективности производства отрасли и самого предприятия. Поэтому
перед каждым сельскохозяйственным производственным коллективом стоит задача
повышения производительности труда. От этого зависит обеспеченность насел ...