Краткая характеристика ОАО "РЖД"
Одна из проблем развития транспортного машиностроения заключается в том, что применяющийся принцип ценообразования "издержки плюс" не стимулирует производителей к повышению технического и технологического уровня выпускаемой продукции
Задача минимизации суммарных затрат на осуществление жизненного цикла техники, наладки схемы ценообразования, а также повышения надежности и безопасности эксплуатируемой техники является общей для ее создателей и потребителей. Решение этой задачи должно приносить пользу и тем, и другим. Для железнодорожной промышленности минимизация таких затрат повышает конкурентоспособность продукции и, следовательно, стимулирует расширение рынка сбыта и увеличение прибыли. Для пользователей продукции при этом повышается экономическая эффективность ее эксплуатации.
Чтобы создать условия, стимулирующие производителей развивать свою продукцию, необходимо было изменить систему ценообразования, и в качестве основного направления была принята методология оценки стоимости жизненного цикла.
Созданная в структуре НП "ОПЖТ" комиссия по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику разработала ряд документов, в т. ч.:
Стандарт "Принципы ценообразования на железнодорожный подвижной состав и сложные технические системы железнодорожного транспорта на основе оценки стоимости жизненного цикла, обязательные условия договоров на поставку и ответственность производителей и потребителей железнодорожной техники при таком ценообразовании", предназначенный для определения условий оценки стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, экономического эффекта его использования, а также четкого указания прав и обязанностей производителя (потребителя).
Стандарт "Методика расчета экономически обоснованных цен на новые модели грузовых вагонов и комплектующих к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла", предназначенный для внедрения единых методов и приемов выполнения расчета экономически обоснованной цены на новые модели грузовых вагонов и комплектующие к ним.
Стандарт "Методика расчета экономически обоснованных цен на новые модели подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта", предназначенный для установления единых объективных и прозрачных правил ценообразования на основании не сметной себестоимости, а экономического результата эксплуатации данного подвижного состава с целью преодоления конфликта интересов производителя и потребителя подвижного состава.
Что такое "стоимость жизненного цикла"
В настоящее время понятие "стоимость жизненного цикла" (далее - СЖЦ) технического средства определяется как совокупные затраты потребителя на приобретение и использование техники за срок ее службы.
СЖЦ подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта включает в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы (срок полезного использования). Кроме того, учитываются ликвидационные расходы, связанные с исключением объекта из эксплуатации.
Технические средства имеют шесть стадий жизненного цикла:
выработка концепций и определений;
опытно-конструкторские работы;
изготовление технического средства;
внедрение технического средства в эксплуатацию с проведением сопутствующих мероприятий по обучению персонала, дооснащению ремонтной базы и т. п.;
эксплуатация и техническое обслуживание;
изъятие (ликвидация, утилизация).
Для потребителя затраты первых трех-четырех стадий опосредованно выражены в первоначальной стоимости изделия (технических систем) - цене приобретения.
СЖЦ подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта определяется суммированием индивидуального оттока денежных средств (расходов) на каждом временном этапе (шаге расчета) срока службы техники.
Годовые эксплуатационные расходы - текущие затраты на эксплуатацию подвижного состава и сложных технических систем - рассчитываются в соответствии с номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности организации и состоят из затрат на энергоресурсы и расходные материалы, содержание эксплуатационного персонала, чистку и мойку подвижного состава, техническое обслуживание, текущие, капитальные и неплановые ремонты.
Затраты на энергоресурсы - электроэнергию или дизельное топливо - являются основной составляющей годовых эксплуатационных расходов для тягового подвижного состава. Эти издержки включают в себя плату за использование энергоресурсов в поездной и (или) внепоездной работе, а также для обогрева тягового подвижного состава при его "отстое", вентиляции локомотивного оборудования и т. п. К расходам на эксплуатацию относятся также затраты на экипировочные материалы (смазку, жидкость для системы охлаждения, песок, используемый для повышения сцепления колес с рельсами и т. д.). В стоимость расходных материалов в общем случае включаются и затраты на их подготовку к использованию.
Еще статьи
Кадры на предприятии и производительность труда на примере СПК Колхлз Красавский Лысогорского района Саратовской области
Производительность труда - основной показатель
экономической эффективности производства отрасли и самого предприятия. Поэтому
перед каждым сельскохозяйственным производственным коллективом стоит задача
повышения производительности труда. От этого зависит обеспеченность насел ...