ОАО "РЖД" утверждена Программа развития пригородного пассажирского комплекса до 2015 г. Программа разработана в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и должна создать платформу для обновления основных фондов пригородного пассажирского комплекса. Это позволит обеспечить большую привлекательность и конкурентоспособность железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении и, как следствие, повышение доходности.
Реформирование пригородного комплекса осуществляется с 2001 г. в рамках реализации постановления Правительства РФ от 18.05.2001 № 384, утвердившего Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Бизнес-модель пригородных перевозок предполагает трехэтапную схему управления пригородным пассажирским комплексом. На первом этапе реформирования созданы пригородные дирекции. На втором этапе создано структурное подразделение ОАО "РЖД" - Центр по корпоративному управлению пригородным комплексом (ЦОПР), который отвечает за финансовые результаты пригородных перевозок, обеспечивает подготовку всей необходимой нормативно-правовой базы, участвует в создании новых пригородных пассажирских компаний (далее - ППК) и функциональном корпоративном управлении уже созданными ППК. На третьем этапе на базе ЦОПР создается управляющая компания, осуществляющая весь спектр управленческих функций, обеспечивающих эффективное управление деятельностью ППК. Предполагается, что кроме ППК - дочерних компаний ОАО "РЖД" на рынке будут присутствовать и независимые перевозчики, конкурирующие с ППК за доступ к инфраструктуре.
Акционерами ППК являются как ОАО "РЖД", так и субъекты РФ. ППК создаются в целях повышения эффективности данного вида бизнеса за счет целенаправленной, предметной и заинтересованной работы менеджмента компаний, обеспечения прозрачности показателей деятельности. Это позволит ОАО "РЖД" снизить убыточность пассажирских перевозок, перераспределить часть финансово-экономической ответственности за этот вид социально-значимой деятельности на субъекты РФ. Субъект, в свою очередь, обеспечивает потребность населения в качественном транспортном обслуживании, а также осуществляет детальный контроль за целевым использованием бюджетных средств. Соответственно создание ППК на паритетной основе способствует улучшению транспортного обслуживания населения.
Не все ППК создаются при участии субъектов РФ (например, Северная и Калининградская). Структура капитала зависит от взаимоотношений с конкретными регионами, скорости их реакции на предложения о вхождении в состав акционеров. При этом на начальном этапе подвижной состав не передается в уставный капитал ППК из-за возможной его потери при банкротстве компании. По состоянию на конец 2010 г. деятельность большинства ППК-перевозчиков является убыточной.
Деятельность ООО "Аэроэкспресс" направлена на организацию интермодальных перевозок между столицей и аэропортами московского авиационного узла:
Киевский вокзал - аэропорт Внуково - Киевский вокзал;
Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово - Павелецкий вокзал;
Белорусский вокзал - аэропорт Шереметьево - Белорусский вокзал;
Савеловский вокзал - станция Лобня - Савеловский вокзал.
В собственности ООО "Аэроэкспресс" находятся подвижной состав и железнодорожный терминальный комплекс в Международном аэропорту Шереметьево.
ООО "Пермский экспресс" - первый в России частный перевозчик пассажиров железнодорожным транспортом. Компания создана без участия ОАО "РЖД". 23 сентября 2010 г. ООО "Пермский экспресс" получил лицензию на перевозки пассажиров и багажа и начал осуществлять перевозки по маршруту "Пермь-2 - Дивья - Пермь-2", арендуя подвижной состав у Свердловской железной дороги. В дальнейшем компания планирует принимать участие в конкурсах на распределение маршрутов, проводимых краевым правительством.
В 2011 г. планируется полностью завершить реформирование пригородного комплекса: 26 пригородных компаний-перевозчиков будут осуществлять пассажирские перевозки во всех 73 регионах, где организовано пригородное железнодорожное сообщение. Таким образом, функция перевозчика целиком переходит от ОАО "РЖД" к ППК.
Реформирование структуры пригородных пассажирских перевозок приведет к невозможности дальнейшего перекрестного субсидирования убытков за счет грузовых перевозок. Следовательно, залогом функционирования пригородного комплекса станет полная компенсация выпадающих доходов перевозчиков вследствие регулирования тарифа со стороны субъекта РФ.
Еще статьи
Мероприятия по повышению эффективности деятельности ОАО Нижневартовского Нефтегазодобывающего предприятия
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных
результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей
своей деятельности, а другие - работают менее успешно. Огромную роль в этом
играет управление предприятием. Анализ финансового с ...